American Bantam BRC40 (обновление от 05.11.2016)
Тест-пилот - Дмитрий Богданов aka Vbad
На этот раз ко мне попал довольно необычный кит от японского производителя Asuca (ранее носил название Tasca) – модель армейского джипа времен Второй Мировой, но в масштабе 1/24, а не 1/35, как это обычно принято для военной техники всех мастей.
История прародителя всех современных джипов - Bantam BRC40 (Bantam Reconnaissance Command) начинается в 1940 году, когда армия США заказала разработку конструкции легкого полноприводного автомобиля класса ¼ тонны.
Первый эскиз проекта был представлен компанией American Bantam уже через 5 суток. Год спустя, в 1941, после прохождения испытаний, компания заключила контракт на поставку 1 500 автомобилей BRC40. Всего к концу 1941 года их было произведено 2605 штук, большая часть из которых попала в Великобританию и СССР по программе Ленд-лиза.
Первый джип вышел на редкость удачным, и американские военные передали техническую документацию по автомобилю компаниям Willys-Overland и Ford Motor, а American Bantam же пришлось довольствоваться контрактом на производство прицепов к новым «джипам».
В итоге American Bantam канул в лету, хоть и выиграв судебный процесс о правах на марку Jeep против Willys, а на смену BRC40 пришла долгая череда джипов, долгие годы несущая свою службу.
Таков был недолгий жизненный цикл первого джипа – Bantam BRC40. Происхождение самого слова «джип» доподлинно неизвестно. Вероятно, название возникло от сокращения GP (аббревиатура компании Ford Motor, расшифровывалась: G — «Government» (государственный, тип контракта), Р — пассажирский автомобиль с колёсной базой до 80 дюймов (2,032 м.)).
Перейдем к модели. На коробке яркий боксарт и черно-белые скетчи с участием джипа. Также есть несколько фотографий 40-х годов.
Изучим содержимое. Здесь все по-военному просто и аскетично. Четыре литника защитного цвета:
- рама, подвеска, ходовая часть;
- днище, салон;
- кузовные детали;
- двигатель.
На первый взгляд качество просто шикарное, проработано все до болтика и заклепки. Такой детализацией двигателя может похвастаться не каждый кит с гражданскими автомобилями. Есть и небольшая ложка дегтя – довольно глубокие следы толкателей на днище и небольшие швы на мелких деталях, но на общем фоне это лишь неприятная мелочь.
Небольшой литник с остеклением, совершенно прозрачный и без дефектов. Лист с декалями имеет опознавательные знаки армии США и армии Великобритании в Африке. Пять отличных покрышек и мягкой резины, с четким рисунком и черной полуматовой поверхностью, а также втулки для установки колес. Присутствует еле заметный шов на протекторе.
В целом, на мой взгляд, этот кит крайне подробно воспроизводит этот довольно простой по конструкции автомобиль – его создатели подошли к модели очень скрупулезно и проделали большую работу, глядя на этот набор прямо-таки представляешь, что они разобрали его чуть ли не по винтику.
Но как всегда, сборка покажет, насколько он хорош на самом деле – об этом в следующем обновлении.
Обновление от 18.08.2016
Как вы помните, литников в наборе сравнительно немного, на основании чего можно предположить быструю сборку модели без особых затруднений. В целом, так оно и есть – отрезал, зачистил, приклеил, повторил.
Неужели про сборку больше нечего рассказать? Это не так, есть пара моментов, которые хотелось бы отметить отдельно, и начну я с приятных.
Первое – это двигатель. Его детализации и проработке могут позавидовать киты с более современными и технически сложными автомобилями. Сразу скажу, без хорошего пинцета к этому набору лучше не подходить. Его конструкция очень точно соответствует оригиналу.
Рама и подвеска.
Утяжин и следов толкателей замечено не было. Есть небольшие следы стыков на рессорах и мелких деталях, характерные для любого набора. Сама подвеска незамысловатая – листовые рессоры и амортизаторы. Воспроизведено рулевое управление, а передние колеса и вовсе подвижны в двух плоскостях. Собирается все легко, но, как я уже писал выше, кое-где нужен пинцет.
Видны все необходимые болты, пластины, серьги рессор, подробно выполнены мосты и редукторы.
Понравился аккумулятор. Раздаточная коробка и два кардана устанавливаются туговато, к ним приходится очень осторожно крепить двигатель. Почему-то кардан к переднему мосту слегка короче, чем нужно, пришлось заменить его крепление на самодельное из пластикового профиля. С остальным проблем не возникло.
Кузовные панели собираются воедино без особого труда. Но здесь есть неприятный нюанс – куча следов от толкателей пресс-форм, в том числе и в очень неудобных местах.
Как видно, следы толкателей находятся на задней панели, под окантовкой левого и правого бортов изнутри, на днище. Между заклепками на внешней стороне кузова есть очень заметные утяжины. Зашпаклевать их будет очень непросто, я наносил шпаклевку уголком лезвия и шлифовал краем сложенного вдвое куска наждачной бумаги. Кроме того, следы толкателей во множестве присутствуют на внутренней стороне рамки ветрового стекла.
Капот неплохо стыкуется. Рабочие петли не предусмотрены, поэтому при сборке «из коробки» придется либо приклеить его, либо оставить съемным, ведь под капотом есть на что посмотреть – двигатель отлично проработан.
На данный момент я не приклеивал различные мелкие крючки и защелки (на рамке ветрового стекла и капоте, например), так как многие детали установлены для примерки без клея. На самом деле, наличие таких мелких деталей – весьма спорный бонус. Возможно, было бы целесообразнее отлить некоторые из них прямо на кузове. В принципе, проблема кроется лишь в их хрупкости.
Для этой модели не потребуется большого разнообразия цветов и оттенков, поэтому затруднений с окрашиванием и масками возникнуть не должно. В целом, положительное впечатление от сборки омрачает лишь необходимость шпаклевать и шлифовать труднодоступные места.
Обновление от 17.10.2016
Продолжаю работу над прародителем современных джипов. Все детали уже сняты с литников на предыдущем этапе (кроме самых мелких замков и защелок) и можно грунтовать.
Тестируя данный кит, я протестирую и новый грунт от Pacific88 - это один из опытных образцов, поэтому он в безымянном пузырьке без этикетки.
Начну с кузова и загрунтую его целиком с некоторой установленной мелочевкой.
Грунт разработан для аэрографа, имеет спиртовую основу, но при этом ощутимый запах практически отсутствует. Разбавления не потребовалось, загрунтованная поверхность – полуматовая, и даже в большей степени матовая. После высыхания – хорошая прочность.
Так как практически все элементы двигателя и навесного оборудования инструкция предлагает окрасить в черный цвет, что, судя по фотографиям в Сети, является правильным, я буду грунтовать и красить все в сборе. В этом плане модель не доставляет сложностей – минимум цветов, нет необходимости отдельно закреплять и окрашивать большое количество разнообразных деталей. На двигателе отчетливо видно, что грунт дает хорошую усадку, и все самые точные подробности литья под ним не пропали.
Остается загрунтовать капот и все остальные нехитрые принадлежности джипа, которых совсем немного диски, сиденья, аккумулятор, радиатор и выхлоп.
Раму с подвеской, мостами и раздаточной коробкой вполне удобно грунтовать и красить в сборе. Покрутив ее так и этак, вы не оставите не прокрашенных мест.
Перебрав запасы красок, я остановился на желто-оливковой Pacific88 из серии «Аэро», как на варианте, наиболее близком к американскому Olive Drab, использовавшемуся для военной техники во времена Второй Мировой Войны. С помощью аэрографа окрасил все в базовый цвет, а для брезента на сиденьях, отражателей фар, педалей и рычагов воспользовался кистью.
Двигатель тоже получил свою порцию краски. Для контраста планирую некоторые элементы выделить с помощью глянцевого лака.
Собрав шасси и двигатель воедино. Для шин использовал смывку песочного цвета, по коллекторам двигателя растушевал смывки серого и ржавого цветов.
На кузов были переведены декали с опознавательными знаками армии США.
На сиденьях и кузове использовал темно-коричневую смывку – она лучше всего смотрится оливковом и его оттенках.
Кроме того, с помощью зеленого и светло-серого фильтра создал эффект выцветающей местами краски и высохших дождевых потеков.
Для этого я равномерно покрыл базовый слой краски зеленым фильтром, а светло-серый наносил слегка смоченной в нем кистью. На горизонтальных поверхностях фильтр нанесен «тычками» и растушеван, на вертикальных – легкими прикосновениями кисти и движением сверху вниз. Таким образом, джип стал похож на автомобиль, повидавший фронтовые дороги, а не на музейный экспонат.
Стеклышки оптики отлично садятся на свои места. Красные окрашены Clear Red от Tamiya. Вставляются они довольно туго, поэтому в качестве клея я использовал лишь небольшое количество прозрачного лака – его вполне достаточно.
Накинул готовый кузов для примерки и сделал пару фотографий – это всегда приятный момент.
Теперь дело за «крупноузловой» сборкой.
Обновление от 05.11.2016
Итак, все собрано и склеено. Модель стыкуется отлично, и все детали легко находят свои места, тем не менее, не все так просто и гладко.
Следы толкателей внутри автомобиля и между головками болтов бросят вызов вашей изворотливости и терпению.
Декаль с большой белой звездой оказалась слишком жесткой, чтобы уложить ее одним лучом на петлю капота и норовила рассыпаться при этом, поэтому я расположил ее просто посреди капота – вполне типичное для «Bantam» и «Willys» расположение данного знака, судя по фотографиям.
Самих декалей дано три варианта, выбрал первый (W-2016119) – 4-я бронетанковая дивизия армии США, которая была сформирована в 1941 году и «отметилась» в Нормандии, Нидерландах и Арденнах в 1943–44 годах.
Второй вариант – W-2016369 был взят с фотографии свадебной церемонии перед отправлением на фронт в марте 1942 года в г. Эль-Пасо (Техас, США), а третий вариант – армия Великобритании – 2-ая драгунская гвардия (2-ая танковая бригада) действовавшая в Ливии в 1942 году.
Спорный момент с поворачивающимися колесами: шарнир позволяет двигать колесо в двух плоскостях, но ходит довольно туго, поэтому его я зафиксировал с помощью клея, чтобы ничего не отломить при поворачивании. Безусловно, можно решить эту проблему, если знать о ней заранее.
К слову о прототипах. Если кому-либо неинтересна бескомпромиссная тематика, то данный набор может стать основой для постройки бескомпромиссного Rat Rod, ведь Willys MB является довольно популярным автомобилем для подобной переделки.
Попробуем оценить этот кит по трем традиционным для рубрики направлениям.
Копийность – 10
На мой взгляд, можно смело ставить высший балл. Все на своих местах, от протектора резины до болтиков, а двигатель так и вовсе даст фору многим моторам в масштабе в плане соответствия оригиналу.
Детализация – 10
Внедорожник простой, как молоток, и не отличающийся особенной детализацией в реальности. Тем не менее, все те немногие мелкие детали, что есть, тщательно воспроизведены в масштабе. Упрощений или же отсутствующих в модели элементов не замечено.
Качество – 8
Увы, такой же высокий балл, как в предыдущих пунктах, поставить не получается. Можно было бы даже сказать, что качество вполне на уровне именитых японских производителей моделей, но есть осложняющий работу недостаток - следы толкателей и утяжины в самых неудобных для обработки местах, которые заставят изрядно потрудиться. Кроме того, места эти оказываются на виду после окончательной сборки, поэтому закрыть на них глаза не получится. Хорошо, что таких дефектов немного. Кроме этого все просто отлично.
На этом пока все. Хочу поблагодарить редакцию журнала Toy Gear за возможность поработать над этой моделью и компанию Pacific88 за предоставленные краски, лаки и другую модельную химию.
А отправлять джип на полку еще рано, так как скоро вы его снова увидите. Но об этом – в другой статье.