Citroen H Van (1964) (обновление от 06.05.2017)
Тест-пилот – Олег Блинов aka Novice
Для решения послевоенного дефицита в национальном автомобилестроении Франции в 1944 году Министерство промышленности разработало план по его устранению, автором которого стал заместитель министра Поль-Мари Пон.
План получил название «План Пона», согласно которому три фирмы Chenard-Walcker, Peugeot и Renault обязались начать выпуск автомобилей с грузоподъемностью от 1 до 1,4 тонн, а Citroen – от 2 до 3,5 тонн. Принуждение Ситроен выпускать такие большегрузные автомобили не вызвало одобрение в руководстве автоконцерна, и возглавлявший на тот момент фирму, Пьер-Жюль Буланже решил запустить проект «Type H», видя будущее за автомобилями средней грузоподъемности. Возглавил его Пьер Франшизе, назвав проекта буквой «H», по причине своего восьмого по счету проекта в компании.
Двигатель и коробку передач инженера взяли от автомобиля Traction Avant, фары от модели 2CV, спидометр от Ami 6, кузов сделали несущим с передним приводом, а подвеску независимой на все 4 колеса, эти параметры позволили сформировать уникальный кузов – большую площадь грузовой платформы с минимальным расстоянием до земли и высокий потолок до 2 метров. Стиль с рифлёными поверхностями кузова был позаимствован от трехмоторного немецкого самолета Junkers Ju 52, панели изготавливались достаточно просто, а получаемые ребра добавляли жесткость кузову без прибавления веса.
За все время производства с 1947 по 1981 года фургон сильно не менялся. Было три варианта кузова – стандартный фургон, Pick-Up и платформа для свободных модификаций, длина стандартной версии составляла 4,26 метра, а версии LWB – 5,24 метра.
Наша версия фургона соответствует середине 1964 года, так как в начале года раздельное лобовое стекло, используемое с 1947 года, было заменено на цельное, а вот в конце года логотип Ситроена – шевроны, узкие и длинные полосы, как на Traction Avant были заменены на короткие, т.е. фургон соответствует модели HY-IN/HZ-IN с новым дизельным двигателем Indenor объемом 1816 см³ (50 л.с. при 4000 об/мин), приборной панелью от Ami 6 и новыми амортизаторами.
Данный автомобиль был настолько популярен, что широко применялся в полиции, почте, пожарной охране и больницах, и был произведен в количестве 473 289 штук на заводах Франции и Бельгии. Автомобиль получил много прозвищ, такие как «Бельмондо», «Нос свиньи» (Nez de Cochon), а полицейская версия – «Корзина салата» (Panier à salade).
Итак, перед нами опять яркий представитель мира классических автомобилей французского производителя от японской компании Ebbro грузовичок - Citroen H.
Коробка стандартного форм-фактора с прекрасной полиграфией. Сама коробка заполнена литниками всего лишь на половину, что уберегает содержимое от каких-либо поломок при пересылке. В ней находится 7 литников, один из которых с остеклением и хромированными деталями, лист с декалями, фототравление, металлостикер с эмблемой на капот, покрышки, ну и конечно же инструкция.
Литники выполнены из слегка прозрачной сероватой пластмассы, и с первого взгляда кажется, что пластик мягковат, но к счастью, он отличного качества и не вызывает потом никаких опасений. В общем, как и всегда, на деталях модели облоя почти нет, небольшие стыки пресс-форм минимальны и легко удаляются, следы от толкателей есть, но расположены в таких местах, которые в процессе сборки будут скрыты другими деталями. Детали остекления также не имеют каких-либо изъянов.
А вот литник с хромированием и покрышки, к сожалению, немного разочаровали. Хромирование у этой модели сильно отличается от ранее собранных моделей неровным покрытием, местами оно шероховатое и в конечном итоге выглядит простенько и невыразительно. Что касается покрышек, то у трех из пяти покрышек обнаружилось небольшое оплавление протектора на грани, а сама поверхность боковин неравномерно блестящая и не имеет равномерной приятной матовости, что опять же влияет на вид готовой модели.
Декали, металлостикеры и травление отличного качества. Инструкция дана единым раскладывающимся листом, с подробными и понятными указаниями по сборке.
Модель, как и многие другие свои, Ebbro предлагает сборку в варианте почти «все открыто», за исключением мотора. Мотор тут дан условной одной деталью, и в конце концов не будет виден после сборки, но все остальные двери могут быть собраны в открытом виде, что опять же большой плюс.
В целом можно сказать, что модель сделана весьма детализированной и качество ее, не смотря на небольшие минусы, которые устраняются без проблем, как всегда прекрасно.
Ранее французская фирма Heller выпустила также Type H, набор позволяет собрать две версии 1957 и 1964 годов и полноценный двигатель.
Ну, а впереди нас ждет сборка.
Обновление от 28.01.2017
Приступим к сборке.
Первым делом были сняты все детали с литников, чтобы оценить фронт работ. С первого взгляда немного, но и немало. Переизбытка деталей нет, но и есть над чем поработать.
Начал сборку снизу, точнее с днища. Подготовил детали подрамника, нижнюю часть двигателя, а также заодно решил захватить и выхлопной тракт. Модель решено выполнить в образе автомобиля, который используется как развозной, который уже потерял свой заводской лоск, но при этом достаточно бодрый и крепкий, со следами времени на своем кузове.
Итак, выхлопная покрыта черным глянцевой базой, затем нанесен суперметаллик SM04 Суперсталь и сверху частично, с частичным укрытием коричневым и серо-черным, имитирующим нагар и ржавчину. Части ходовой и днища были выкрашены черный полуматовым, а затем некоторые места, которые подвержены каким-либо воздействиям подкрашены коричневым Tamiya XF-64, а после смягчены серо-черным Mr.Color С137. После грани конструкций были местами подкрашены металликом SM04, чтобы сымитировать места, с которых краска была сбита.
Затем в той же последовательности было окрашено и общее днище кабины и кузова. В кабине затем были замаскированы места, которые должны остаться черными, а все остальные поверхности окрашены базовым цветом Tamiya XF-18, а в завершение небольшие места были подкрашены немного цветом С137 и XF-64.
В базовый цвет была также выкрашена приборная панель.
Обновление от 06.02.2017
Перейдем к сборке кузова.
Кузов состоит из 10 деталей, что в общем-то не создает каких-либо сложностей при сборке, все стыкуется превосходно. Сначала склеил кабину и проем кабины, а после уже собрал в единую конструкцию стенки фургона с кабиной. Крышу пока устанавливать не стал, чтобы она не мешала при покраске внутреннего объема. Далее все это загрунтовано и окрашено в основной цвет, после чего уже установил крышу и также выкрасил.
А пока я вернусь к днищу и соберу воедино все узлы и детали – подрамники, мосты, тормозные барабаны и глушитель.
После этого я взялся за капот фургона. Производитель дает эту деталь с решетками воздухозаборников отлитыми схематично. Я решил немного оживить и вырезать эти места, чтобы стать чуть ближе к оригиналу. После того как отверстия были вырезаны и выровнены, с обратной стороны была подклеена травленая решетка от Hasegawa и также загрунтовано, и покрашено в основной цвет. Следом докрашены были и все двери этого фургона.
Потом занялся салоном, точнее сиденьями. По фотографиям, насколько я понял, материал для сиденья использовали что-то вроде кожзама, который имеет блеск. Но он еще к тому же и должен быть заезженным и потертым, поэтому чтобы придать неоднородности, окрашивал сначала коричневым, затем углубления я слегка пролил черной смывкой от Tamiya и сверху, в завершение, еще немного припылил светло-коричневым цветом. Каркас красился отдельно, а та часть, что отлита вместе с сиденьем, маскировался и затем также красился.
Затем на готовую приборную панель перенес две декали с приборами и надписью. Вместе с этой несложной операцией я проделал операцию, которая требует твердой руки, а именно выкрасил уплотнители у стекол и на водительской двери, предварительно вырезав маски.
Между делом были доведены до готовности разная «мелочевка» - фары, рулевая колонка, руль, педальный узел.
Далее соберу этот пазл воедино.
Обновление от 15.03.2017
Теперь пришло время придать возраст этому фургону, я старался не переборщить с излишне сильным состариванием и потрепанностью, поэтому пошел путем выделения стыков и тех мест, которые чаще контактируют с чем-то, места в которых скапливается пыль, для чего я использовал краску Mr.Color 137 и 131, плюс добавил немного царапин до металла. Перед нанесением оттеняющих цветов я постарался сделать кузов слегка глянцевым, потому что основной блеск уже ушел из-за возраста ЛКП.
Также, мне давно хотелось попробовать сделать свою надпись, так как комплектная декаль, мне кажется, не дает какой-то четкой определенности в принадлежности автомобиля к рабочему назначению.
Для этого был вырезан шаблон-маска из малярного скотча и наклеен на боковую стенку фургона и затем окрашено белой краской Mr. Color 69. Окрашивать я старался надпись неравномерно, где-то больше краски, где-то меньше, чтобы как-то сымитировать не заводское происхождение надписи.
Теперь же нужно все эти разрозненные детали соединить в единое целое, но сначала на капоте нужно выкрасить в белый цвет блок поворотников, вклеить сами лампы, и затем посадить сам капот на свое законное место. Далее уже собранные кресла и приборную панель водружаем на свои места и фиксируем клеем.
Дальше всю эту конструкцию нужно поставить на колеса. Колеса были выкрашены в белый цвет и слегка затемнены по периметру и в центре серой краской С25. Колпаки ступиц были отмыты от хрома и перекрашены металликом SM06, также сами покрышки я обработал шкуркой 1500, чтобы они стали более матовые и приобрели некий возраст, плюс прошелся сухим пигментом по протектору.
Затем были установлены секции задних дверей. Все они встают в свои места враспор, после чего их можно зафиксировать супержидким клеем. Перед этой операцией было вставлено и заднее стекло, и наконец собранная верхняя часть кузова была установлена на шасси.
Далее финальная сборка.
Обновление от 06.05.2017
Ну вот и осталось дело за малым. Это малое следующее: установлены на свои места двери водителя и пассажира, а также грузовая откатная, на них установлены ручки. Затем установил фары и задние фонари. И завершил все это установкой бампера, зеркал заднего вида, колпачков ступиц и стеклоочистителей. И финальным штрихом стала наклейка хромированной окантовки на решетку радиатора и травленных подножек, которые были слегка подпачканы пигментом.
Вывод.
Модель отличная. Собирать ее приятно, она не сложна в сборке, да есть узлы, которые нужно собрать с большей аккуратностью, но при этом на выходе получается подробная модель. Хотя в минусы можно записать сверхупрощенный двигатель и глухие отверстия воздухозаборников, так как это все-таки упрощает внешний вид, но все имеющиеся недостатки устранимы и никак не влияют на конечный результат.
Копийность - 9
Размеры в масштабе правильные, пропорции соблюдены.
Деталировка – 8
Плюсы: автомобиль прост, но детализация не уступает другим наборам этого производителя. Минусы: условный мотор, некоторые места требуют доработки для лучшей стыкуемости.
Качество – 8
Плюсы: Как всегда, отличное качество отливки, почти полное отсутствие облоя, прекрасная стыкуемость. Минусы: Неровное хромовое покрытие деталей, небольшие изъяны у покрышек.