Porsche 934 RSR (1976) (обновление от 01.02.2018)

Тест-пилот - Станислав Стародумов aka StarSA

К гоночному сезону 1976-го года в компании Порше была разработана модель Porsche 934, которая должна была заменить Porsche 911 Carrera RSR. Машина создавалась по правилам FIA для «Группы 4», это означало, что для омологации модели нужно было произвести не менее 400 экземпляров, впрочем, для компании Porsche это не стало проблемой, учитывая высокую популярность марки в гоночном мире.
За основу была взята модель 930 Turbo, но для того, чтобы машина могла выдерживать высокие нагрузки гонок, все узлы были доработаны и усилены. Для того, чтобы пройти в группу с ограничением минимального веса в 1120 кг, объём традиционного 6-цилиндрового «оппозитника» был уменьшен до 3-х литров, но снабжался турбиной, и, в зависимости от давления наддува, выдавал от 485 до 580 лошадиных сил. Максимальная скорость достигала 300 км/ч, а чтобы остановить машину были применены тормозные механизмы от гоночного прототипа 917.
В сезоне 1976-го года гоночная команда Макса Морица с титульным спонсором в лице Jägermeister и знаменитой оранжевой окраске (Jägermeister Max Moritz Team) была одной из тех, что использовали новый Porsche 934.
По ходу сезона команда участвовала одновременно в нескольких чемпионатах, и компания Revell предлагает нам собрать модель в версии с гонки «300 км Нюрбургринга», которая входила в зачёт Европейского чемпионата машин FIA GT. За рулём был представитель германии – Гельмут Келленерс (Helmut Kelleners), в той гонке он привёл свой Porsche 934 под номером №53 на второе место в классе и четвертое в абсолютном зачёте.

А по итогам сезона стал вице-чемпионом Европейского чемпионата GT 1976.
Давайте поближе рассмотрим саму модель, которая представлена Интернет-магазином СклейКа.
В стандартной для Revell коробке лежит несколько литников разных цветов, упакованных в пакеты. Отрадно, что производитель даёт нам возможность собрать модель с полноценным двигателем, чего не предлагали ранее ни японская Tamiya, ни французский Heller.

Кузов дан отдельной деталью без литника, литье достаточно четкое без выраженных дефектов, все-таки модель только разработана и формы ещё не успели износиться. Крышки капота и багажника даны отдельными деталями, и можно сделать их открывающимися. В модели подробно проработано пространство багажника спереди: свои места занимают большой топливный бак, огнетушитель, бачки с техническими жидкостями, аккумулятор, жаль только, что всё это отлито в одно целое, что усложнит процесс окраски. Бампера так же даны отдельными деталями. Единственное, что вызывает вопрос – это неглубокая расшивка кузовных панелей, а местами её полное отсутствие, придется поработать скрайбером.

Следующий литник с деталью днища автомобиля и две версии переднего бампера – один с имитацией решеток в воздуховодах, другой с возможностью установки отдельных решеток, допустим из комплекта фототравления.

Литник с крышками капота и багажника. Крышка багажника просто накладная, а на крышке капота видим петли для реализации открывания, огорчает только, что решетка над двигателем и часть «утиного» хвоста, которая должна быть черного цвета – не отдельные детали, как это сделано в наборе Tamiya.

Несколько литников черного цвета с деталями салона, некоторыми деталями навесного оборудования двигателя, подвески, а также наружные зеркала, дверные ручки, дворники и решетки. Салон настоящей машины сам по себе не содержит много деталей и достаточно простой, так и в модели он сделан очень достойно. Можно только придраться к отсутствию сквозных щелей в ручках и карманах дверных карт, как и их расшивки в панели салона. Вот деталь кронштейна двигателя с навесным выглядит игрушечно, тут и генератор, и все шкивы с ремнями, и частичка трамблера – всё в кучу.

Следующий литник серого цвета содержит в основном детали двигателя и подвески, так же весьма хорошо проработанные и без видимых дефектов. В наборе есть несколько деталей, не используемых в данной постройке, например, на этом литнике мы видим очень интересные колпаки на колеса, хотя машина с ними не выступала, можно предположить, что будет выпущена ещё какая-нибудь версия этой машины в будущем.

Небольшой хромированный литник с колесными дисками, гайками, отражателями фар. Хром вроде бы и не плохой, без изъянов, но у меня есть ощущение некоторой «игрушечности» от него, не похоже на настоящий металл. И в который раз замечаю, что диски – не сильная сторона Revell, они только отдаленно напоминают оригинальные очень красивые диски BBS E56.

Последний литник – литник с прозрачными деталями. Он вообще не вызывает никаких нареканий, особенно хочется отметить, что остекление дано не ванной, а разделено на части. Если возникнет желание сделать модель с опущенным стеклом в двери, то это не составит труда.

Шины сделаны из резиноподобного материала, достаточно эластичны и без дефектов, даже шов от формы не придется стачивать, а он обычно идёт в круговую по середине покрышки у подавляющего числа производителей масштабных моделей автомобилей. Есть только сомнения по поводу правильности внешнего диаметра, как-то уж очень велики.

Декаль с четкой печатью без смещения цветов, посмотрим каковы они будут в работе.

Инструкция отличается хорошим качеством печати, формат А4 позволил разместить крупные картинки с шагами сборки, кроме того, инструкция цветная. Жаль только, что нет никакой исторической справки ни о самой машине, ни о собираемой версии.

Ну а теперь нам осталось только взять в руки необходимые инструменты, достать клей, краски, и окунуться в увлекательный мир моделизма.
Продолжение следует…

Обновление от 18.10.2017

Первым делом было интересно прикинуть кузовные детали друг к другу, мучил вопрос: а что же получится? Оказалось, всё очень даже не дурно. Я ещё не мерил, но пропорции кузова визуально соответствуют оригиналу, только немного пришлось поправить передние крылья вокруг фар, а то они были какие-то «пухлые» в этих местах (разницу можно увидеть, сравнив фото из обзора вверху с фото обработанного кузова ниже). В минус можно записать отсутствие сквозного воздуховода под рамкой лобового стекла, но его не трудно пропилить самому.
Большая часть деталей уже обработана, и надо отметить прекрасную стыкуемость деталей между собой, ничего не нужно подгонять. Шпаклёвка ещё пока нигде не пригодилась. Стыки пресс-форм, конечно, требуют внимания, но смещения в них нет, нежно только немного сровнять надфилем.
Кузовные детали были отшлифованы наждачной бумагой с зерном 800 единиц. Расшивку пришлось углубить с помощью скрайбера – это слабое место модели, так же была вновь прорезана расшивка заднего бампера – её не было.

Хорошее впечатление от созерцания форм кузова оказалось не долгим, ровно до момента установки модели на колёса.

Подвеска была собрана на скорую руку для примерки, с таким дорожным просветом из модели впору сделать внедорожник. Оригинал тоже не стелется по земле, но всё же не так высок.
Пересчёт масштаба показал, что диаметр покрышек слишком велик. И задние, и передние колёса должны быть в диаметре меньше на 2мм, при этом диаметр дисков в масштабе соответствует 16-и дюймам, как и ширины покрышек.
Отличным выходом из ситуации была бы покупка металлических дисков с травлением и резиной правильного размера от фирмы Scale Production, но набор слишком дорог, так что, пока вижу выход только в стачивании покрышек от Revell-а, материал у них качественный, думаю, получится.

Обновление от 27.12.2017

Кузов загрунтован белой грунтовкой Tamiya Surface primer, далее покрашен автомобильной базовой краской на нитро-основе.

После просушки окрашенных кузовных деталей можно наносить декали. Для облегчения этой работы мы воспользуемся специальной жидкостью «Mark Fit Strong» от компании Tamiya.
Декали от Ревелла достаточно качественные, в меру толстые, печать четкая без дефектов. Нанести их на кузов не составило особого труда, их немного и они не слишком большого размера. Затруднение может возникнуть только с укладкой круглых декалей с головой оленя на задние стойки крыши, так как поверхность кузова в этом месте изогнута в нескольких плоскостях, но при обильном нанесении специальных жидкостей декаль хорошо размягчается и тянется.

Далее были собраны детали днища и подвесок.
Ещё на стадии подготовки деталей было изменено крепление колёс, по инструкции между тормозным диском и ступицей вкладывается деталь с отверстием, куда потом вставляется ответной частью диск. В эти вкладыши были установлены оси из обработанного литника, а в диске просверлено центральное отверстие. В общем-то, сделано это было из-за колёсных гаек, в наборе они какие-то неказистые, меньше, чем должны быть. Новые колёсные гайки для модели сделаны из настоящих гаек, обточенных по граням до нужного размера.
Кроме того, после склейки были немного обточены ступицы, на фото как было отмечено прямоугольниками, а то, что получилось – стрелкой.
Ещё в задней подвеске кругом отмечен кусок лонжерона, и если собрать как есть, то получатся хорошо заметные швы, которых не должно быть в элементах кузова настоящей машины. Кусочки были вырезаны, вклеены в днище и зашпаклёваны.
Вот что получилось в итоге:

Обновление от 01.02.2018

Пришла очередь салона.
Ещё при обработке деталей из боковых стенок были вырезаны дверные карты, они совсем не были выделены расшивкой. В картах были прорезаны глухие ручки и карманы, стало выглядеть натуральнее.
Пол и боковые части салона были сразу склеены между собой, а швы зашпаклёваны, после чего покрашены в базовый глянцевый черный. Часть салона в большинстве настоящих машин была закрыта ворсистой обивкой: бока, кроме дверных карт, задние сидения и задняя стенка. Было решено изобразить эту обивку с помощью «мучной» технологии.

Части салона, что должны быть без покрытия (пол) были закрыты маскировочной лентой. Далее наносится какое-либо связующее, в данном случае был использован акриловый лак, нанесенный из аэрографа. Пока связующее не высохло, нужно поверхность достаточно обильно присыпать мукой. После высыхания лишнюю муку смахнуть с поверхности. Если какие-либо участки не удались, то можно локально повторить процедуру. Затем красим в нужный цвет, в данном случае использован матовый чёрный.
Такая поверхность была создана так же на кресле пилота и на верху приборной панели.
После окраски оставшихся деталей производим окончательную сборку.

Ремни безопасности в наборе даны декалью, что выглядит совсем не натурально. С декали были взяты только надписи, а сами ремни были сделаны с использованием набора фирмы KA-Models, в нём есть и материал для ремня с фактурой, и пряжки из фототравления.
Приборная панель в модели крепится к кузову с внутренней стороны, а не к салону, как в большинстве моделей.
На приборы для имитации стекол в данном случае был нанесён автомобильный 2К-лак. А ручки выключателя массы и активации огнетушителя были изготовлены из подручных материалов: отрезки медицинской иглы, кусок алюминиевого провода, тонкая проволока, обломок сверла. Хотя в наборе есть эти детали из пластика и покрытые хромом, но смотрятся они не натурально, слишком грубо.