Porsche 934 RSR (1976) (обновление от 13.08.2018)

Тест-пилот - Станислав Стародумов aka StarSA

К гоночному сезону 1976-го года в компании Порше была разработана модель Porsche 934, которая должна была заменить Porsche 911 Carrera RSR. Машина создавалась по правилам FIA для «Группы 4», это означало, что для омологации модели нужно было произвести не менее 400 экземпляров, впрочем, для компании Porsche это не стало проблемой, учитывая высокую популярность марки в гоночном мире.
За основу была взята модель 930 Turbo, но для того, чтобы машина могла выдерживать высокие нагрузки гонок, все узлы были доработаны и усилены. Для того, чтобы пройти в группу с ограничением минимального веса в 1120 кг, объём традиционного 6-цилиндрового «оппозитника» был уменьшен до 3-х литров, но снабжался турбиной, и, в зависимости от давления наддува, выдавал от 485 до 580 лошадиных сил. Максимальная скорость достигала 300 км/ч, а чтобы остановить машину были применены тормозные механизмы от гоночного прототипа 917.
В сезоне 1976-го года гоночная команда Макса Морица с титульным спонсором в лице Jägermeister и знаменитой оранжевой окраске (Jägermeister Max Moritz Team) была одной из тех, что использовали новый Porsche 934.
По ходу сезона команда участвовала одновременно в нескольких чемпионатах, и компания Revell предлагает нам собрать модель в версии с гонки «300 км Нюрбургринга», которая входила в зачёт Европейского чемпионата машин FIA GT. За рулём был представитель германии – Гельмут Келленерс (Helmut Kelleners), в той гонке он привёл свой Porsche 934 под номером №53 на второе место в классе и четвертое в абсолютном зачёте.

А по итогам сезона стал вице-чемпионом Европейского чемпионата GT 1976.
Давайте поближе рассмотрим саму модель, которая представлена Интернет-магазином СклейКа.
В стандартной для Revell коробке лежит несколько литников разных цветов, упакованных в пакеты. Отрадно, что производитель даёт нам возможность собрать модель с полноценным двигателем, чего не предлагали ранее ни японская Tamiya, ни французский Heller.

Кузов дан отдельной деталью без литника, литье достаточно четкое без выраженных дефектов, все-таки модель только разработана и формы ещё не успели износиться. Крышки капота и багажника даны отдельными деталями, и можно сделать их открывающимися. В модели подробно проработано пространство багажника спереди: свои места занимают большой топливный бак, огнетушитель, бачки с техническими жидкостями, аккумулятор, жаль только, что всё это отлито в одно целое, что усложнит процесс окраски. Бампера так же даны отдельными деталями. Единственное, что вызывает вопрос – это неглубокая расшивка кузовных панелей, а местами её полное отсутствие, придется поработать скрайбером.

Следующий литник с деталью днища автомобиля и две версии переднего бампера – один с имитацией решеток в воздуховодах, другой с возможностью установки отдельных решеток, допустим из комплекта фототравления.

Литник с крышками капота и багажника. Крышка багажника просто накладная, а на крышке капота видим петли для реализации открывания, огорчает только, что решетка над двигателем и часть «утиного» хвоста, которая должна быть черного цвета – не отдельные детали, как это сделано в наборе Tamiya.

Несколько литников черного цвета с деталями салона, некоторыми деталями навесного оборудования двигателя, подвески, а также наружные зеркала, дверные ручки, дворники и решетки. Салон настоящей машины сам по себе не содержит много деталей и достаточно простой, так и в модели он сделан очень достойно. Можно только придраться к отсутствию сквозных щелей в ручках и карманах дверных карт, как и их расшивки в панели салона. Вот деталь кронштейна двигателя с навесным выглядит игрушечно, тут и генератор, и все шкивы с ремнями, и частичка трамблера – всё в кучу.

Следующий литник серого цвета содержит в основном детали двигателя и подвески, так же весьма хорошо проработанные и без видимых дефектов. В наборе есть несколько деталей, не используемых в данной постройке, например, на этом литнике мы видим очень интересные колпаки на колеса, хотя машина с ними не выступала, можно предположить, что будет выпущена ещё какая-нибудь версия этой машины в будущем.

Небольшой хромированный литник с колесными дисками, гайками, отражателями фар. Хром вроде бы и не плохой, без изъянов, но у меня есть ощущение некоторой «игрушечности» от него, не похоже на настоящий металл. И в который раз замечаю, что диски – не сильная сторона Revell, они только отдаленно напоминают оригинальные очень красивые диски BBS E56.

Последний литник – литник с прозрачными деталями. Он вообще не вызывает никаких нареканий, особенно хочется отметить, что остекление дано не ванной, а разделено на части. Если возникнет желание сделать модель с опущенным стеклом в двери, то это не составит труда.

Шины сделаны из резиноподобного материала, достаточно эластичны и без дефектов, даже шов от формы не придется стачивать, а он обычно идёт в круговую по середине покрышки у подавляющего числа производителей масштабных моделей автомобилей. Есть только сомнения по поводу правильности внешнего диаметра, как-то уж очень велики.

Декаль с четкой печатью без смещения цветов, посмотрим каковы они будут в работе.

Инструкция отличается хорошим качеством печати, формат А4 позволил разместить крупные картинки с шагами сборки, кроме того, инструкция цветная. Жаль только, что нет никакой исторической справки ни о самой машине, ни о собираемой версии.

Ну а теперь нам осталось только взять в руки необходимые инструменты, достать клей, краски, и окунуться в увлекательный мир моделизма.
Продолжение следует…

Обновление от 18.10.2017

Первым делом было интересно прикинуть кузовные детали друг к другу, мучил вопрос: а что же получится? Оказалось, всё очень даже не дурно. Я ещё не мерил, но пропорции кузова визуально соответствуют оригиналу, только немного пришлось поправить передние крылья вокруг фар, а то они были какие-то «пухлые» в этих местах (разницу можно увидеть, сравнив фото из обзора вверху с фото обработанного кузова ниже). В минус можно записать отсутствие сквозного воздуховода под рамкой лобового стекла, но его не трудно пропилить самому.
Большая часть деталей уже обработана, и надо отметить прекрасную стыкуемость деталей между собой, ничего не нужно подгонять. Шпаклёвка ещё пока нигде не пригодилась. Стыки пресс-форм, конечно, требуют внимания, но смещения в них нет, нежно только немного сровнять надфилем.
Кузовные детали были отшлифованы наждачной бумагой с зерном 800 единиц. Расшивку пришлось углубить с помощью скрайбера – это слабое место модели, так же была вновь прорезана расшивка заднего бампера – её не было.

Хорошее впечатление от созерцания форм кузова оказалось не долгим, ровно до момента установки модели на колёса.

Подвеска была собрана на скорую руку для примерки, с таким дорожным просветом из модели впору сделать внедорожник. Оригинал тоже не стелется по земле, но всё же не так высок.
Пересчёт масштаба показал, что диаметр покрышек слишком велик. И задние, и передние колёса должны быть в диаметре меньше на 2мм, при этом диаметр дисков в масштабе соответствует 16-и дюймам, как и ширины покрышек.
Отличным выходом из ситуации была бы покупка металлических дисков с травлением и резиной правильного размера от фирмы Scale Production, но набор слишком дорог, так что, пока вижу выход только в стачивании покрышек от Revell-а, материал у них качественный, думаю, получится.

Обновление от 27.12.2017

Кузов загрунтован белой грунтовкой Tamiya Surface primer, далее покрашен автомобильной базовой краской на нитро-основе.

После просушки окрашенных кузовных деталей можно наносить декали. Для облегчения этой работы мы воспользуемся специальной жидкостью «Mark Fit Strong» от компании Tamiya.
Декали от Ревелла достаточно качественные, в меру толстые, печать четкая без дефектов. Нанести их на кузов не составило особого труда, их немного и они не слишком большого размера. Затруднение может возникнуть только с укладкой круглых декалей с головой оленя на задние стойки крыши, так как поверхность кузова в этом месте изогнута в нескольких плоскостях, но при обильном нанесении специальных жидкостей декаль хорошо размягчается и тянется.

Далее были собраны детали днища и подвесок.
Ещё на стадии подготовки деталей было изменено крепление колёс, по инструкции между тормозным диском и ступицей вкладывается деталь с отверстием, куда потом вставляется ответной частью диск. В эти вкладыши были установлены оси из обработанного литника, а в диске просверлено центральное отверстие. В общем-то, сделано это было из-за колёсных гаек, в наборе они какие-то неказистые, меньше, чем должны быть. Новые колёсные гайки для модели сделаны из настоящих гаек, обточенных по граням до нужного размера.
Кроме того, после склейки были немного обточены ступицы, на фото как было отмечено прямоугольниками, а то, что получилось – стрелкой.
Ещё в задней подвеске кругом отмечен кусок лонжерона, и если собрать как есть, то получатся хорошо заметные швы, которых не должно быть в элементах кузова настоящей машины. Кусочки были вырезаны, вклеены в днище и зашпаклёваны.
Вот что получилось в итоге:

Обновление от 01.02.2018

Пришла очередь салона.
Ещё при обработке деталей из боковых стенок были вырезаны дверные карты, они совсем не были выделены расшивкой. В картах были прорезаны глухие ручки и карманы, стало выглядеть натуральнее.
Пол и боковые части салона были сразу склеены между собой, а швы зашпаклёваны, после чего покрашены в базовый глянцевый черный. Часть салона в большинстве настоящих машин была закрыта ворсистой обивкой: бока, кроме дверных карт, задние сидения и задняя стенка. Было решено изобразить эту обивку с помощью «мучной» технологии.

Части салона, что должны быть без покрытия (пол) были закрыты маскировочной лентой. Далее наносится какое-либо связующее, в данном случае был использован акриловый лак, нанесенный из аэрографа. Пока связующее не высохло, нужно поверхность достаточно обильно присыпать мукой. После высыхания лишнюю муку смахнуть с поверхности. Если какие-либо участки не удались, то можно локально повторить процедуру. Затем красим в нужный цвет, в данном случае использован матовый чёрный.
Такая поверхность была создана так же на кресле пилота и на верху приборной панели.
После окраски оставшихся деталей производим окончательную сборку.

Ремни безопасности в наборе даны декалью, что выглядит совсем не натурально. С декали были взяты только надписи, а сами ремни были сделаны с использованием набора фирмы KA-Models, в нём есть и материал для ремня с фактурой, и пряжки из фототравления.
Приборная панель в модели крепится к кузову с внутренней стороны, а не к салону, как в большинстве моделей.
На приборы для имитации стекол в данном случае был нанесён автомобильный 2К-лак. А ручки выключателя массы и активации огнетушителя были изготовлены из подручных материалов: отрезки медицинской иглы, кусок алюминиевого провода, тонкая проволока, обломок сверла. Хотя в наборе есть эти детали из пластика и покрытые хромом, но смотрятся они не натурально, слишком грубо.

Обновление от 03.05.2018

Кузов почти готов, остались мелочи.
Использован автомобильный 2К-лак Брюлекс, шлифовка наждачной бумагой на 2500 и 3000 единиц, а после полировка пастой от 3М.
Пришлось лакировать на два раза, так как декали с головой оленя оказались несколько толще, чем предполагалось, при шлифовке с них начал стачиваться желтый цвет. Либо нужно было первый слой лака класть сразу пожирнее, но в таком случае была вероятность перелить.
Далее были замаскированы и выкрашены в черный цвет все уплотнители.
Как уже упоминалось в обзоре набора в начале, все стекла даны отдельными элементами, что очень порадовало. И уплотнители стекол так же даны на самих стеклах, а не на кузове, как это делают другие производители, что облегчило окраску.
В отражателях фонарей использована металлическая фольга.

Обновление от 22.06.2018

Итак, самая интересная часть этого набора – полноценный двигатель, а не его имитация со стороны днища. Само по себе то, что он есть в модели делает набор более привлекательным, чем «карб сайд».
Однако, реализация этого двигателя компанией Revell вызывает некоторое недоумение, вот для наглядности фотографии пред-сборки «на сухую» того, что лежит в коробке.

Создаётся полное ощущение того, что ребята из Revell делали по принципу «и так сойдёт, лишь бы было». На фоне качества и проработки деталей у японских компаний, да ещё и учитывая современные технологии?
Модель двигателя не симметрична относительно центра, как должна быть, клапанные крышки абсолютно не верные. Про передний щит со всем навесным в виде одной детали мы говорили уже в обзоре набора в начале.
В общем, выставлять напоказ такой двигатель совсем не хочется, но в качестве основы для работы вполне себе сгодится.
Я не мог себе позволить собрать как есть, и пришлось изрядно поработать пилками, напильником и наждачной бумагой вперемешку с кусочками листового пластика, клеем и подручными материалами.
По порядку:

1. Блок мотора был распилен на части и при склейке доведён до симметрии правой и левой половинок относительно друг друга. 
2. В нижней части была вырезана пластиковая имитация четырёх трубок и заменена на четыре финишных гвоздика с покрытием нужного золотистого цвета.
3. Передняя деталь была полностью распилена на составляющие – шкивы, кронштейн, крышка двигателя.
4. Заново были сделаны трамблёр из сегментов медицинской иглы и литника, генератор с кронштейном из листового пластика, стартер из литника.
5. Полностью переработаны детали выхлопа.
6. Вентилятор был вырезан, и на нём сделаны отдельные лопасти из листового металла алюминиевой банки.
7. Клапанные крышки были взяты из запасников от мотора 911-х Fujimi, только немного обработаны.
8. На конечном этапе сборки мотора добавлены высоковольтные провода, ремни из изоленты, соединительные патрубки из термоусадки, хомуты – металло-скотч, топливные шланги, для установки которых в каждый впускной канал в виде форсунки пришлось вклеить по кусочку иглы от шприца. И немного болтиков от МастерКлуба.

Вот что получилось

Обновление от 13.08.2018

Следующие на очереди были сделаны колеса.
Диаметр каждого колеса в пересчёте на 24-й масштаб у Ревелла получился на два миллиметра больше, чем нужно, причем диаметр дисков в масштаб укладывается. Пришлось шлифовать покрышки. Про то, что мне не понравился заводской хром, я уже писал ранее в обзоре. Что ж, хром я смыл в кроте, пластик немного обработал, покрыл грунтом, черной базой, затем обода задул 2к-лаком, после обода были покрыты краской AK-interactive AK-477 «Хром».
Нашелся в запасах трафарет из травления, при помощи которого из аэрографа на покрышки были нанесены надписи «Dunlop», также добавлены ещё металлические ниппеля от Hobby Design.

В наборе предусмотрена имитация различных внутренностей под крышкой багажника (помним, что в Порше он спереди). Можно увидеть различные бачки, патрубки воздуховодов, провода, бензобак. Но, как и в случае с двигателем огорчает, что всё это слеплено в одну отливку. Красить абсолютно неудобно, а выглядит это нагромождение весьма убого. Чтобы получилась приличная деталировка, нужно всё это распилить на части, и что-то придётся доделать с нуля.
Я же покрасил и собрал как есть, добавил только пару трубочек и проводков.

Следующим шагом была сборка всего ранее сделанного вместе.
Ванна салона вставляется в кузов снизу, а далее всё вместе надевается на шасси. Проблем с этими операциями абсолютно никаких не возникло – всё прекрасно состыковалось, здесь Ревеллу большой плюс.
На место поставлены колеса с новыми самодельными гайками. Дворники оставил «родные» из набора, а вот выключатель массы и ручку привода огнетушителя пред лобовым стеклом сделал из подручных материалов.
Форсунки стеклоомывателя были ещё на стадии обработки кузова срезаны для удобства, сделал их из кусочков литника.

Модель готова на 99 процентов, осталась ещё пара косметических мелочей и финальная фотосессия с итоговыми оценками.