Toyota Crown "Athlete" (S210) (обновление от 10.01.2022)
Тест-пилот - Михаил Игнатов
Не являясь большим поклонником Японского автопрома, точнее сказать фанатичным приверженцем или последователем, все же иногда обращаю внимание на автомобили из страны Восходящего Солнца. И дело даже не в каких-то технических изысках или передовых решениях, а дело в самобытном дизайне, не свойственном для строгости и педантичности европейских лидеров. По правде сказать, изысканность и гармоничность в последнее время свойственны далеко не всем Японским автопроизводителям, по крайней мере с точки зрения европейца. Из тех же, кто удерживает баланс Японской самобытности и привлекательности, я бы отметил фирму Toyota. Так же для нас принято считать Lexus люксовым брендом этой компании и действительно, модели этой марки стоят дороже и дизайн у них интереснее. Но если углубиться и изучить всю продукцию Toyota, обнаружится что далеко не весь модельный ряд знаком рядовому европейскому обывателю, т.к. огромное количество производит исключительно для внутреннего рынка. Многие из этих моделей способны конкурировать в части оснащения и дизайна с тем же самым Lexus, просто мы о них не знаем, хотя они ведут свою историю со времен становления марки. И когда редакция журнала Toy Gear любезно предоставила мне возможность собрать модель, я практически без колебаний выбрал Toyota Crown “Athlete” GRS214/AWS210 от фирмы Aoshima.
Автомобиль представляет собой 14 поколение старейшей модели — седана Crown, который выпускается с 1955 года. На рынке модель представлена в двух модификациях — Royal и Athlete. Первая Royal создана с упором на роскошь и комфорт, а Athlete отличаясь более агрессивным внешним видом, имеет «спортивную» направленность. Обе версии построены на одной платформе, но отличаются дизайном передней части кузова. На данную модель устанавливаются шестицилиндровые двигатели рабочим объемом 2,5 и 3,5 литра, а также предусмотрены модификации с гибридными силовыми установками. При заказе также есть выбор между задним и полным приводом.
Предоставленный для сборки набор, предлагает собрать версию Toyota Crown “Athlete” GRS214/AWS210 (2012-18) после масштабного рестайлинга в 2015 году, который был приурочен к 60-летию модели. Прежде всего, рестайлинговый Crown стал красивее, версия Athlete получила решетку радиатора с иной структурой ячеек. Из-за рельефной формы ячеек, передняя часть у Crown меняется в зависимости от угла обзора, также стоит отметить, что решетка доходит до самого низа и под ней больше нет ни бампера, ни даже спойлера. Передняя оптика рестайлинговой версии новая, светодиодная, где за ближний и дальний свет отвечает одна лампа. Также обновилась и палитра цветов окраски кузова. Добавились такие цвета как Pure Blue Metallic, Brown Mica Metallic, Orange Metallic, Rose Metallic Opal, Green Mica Metallic. Новшеством обновления можно считать 2,0-литровый двигатель с системой турбонаддува и прямого впрыска топлива. Эта силовая установка также используется на моделях люксового бренда Lexus. А помимо возросшей прочности кузова и новых настроек подвески стоит в заключении отметить наличие продвинутой системы ITS Connect — это первая в мире система, где реализован интерфейс общения автомобилей друг с другом и с дорожной инфраструктурой.
Перейдем к обзору содержимого коробки. Признаться, наборы от Aoshima не частые гости на моем столе, но комплектация меня приятно удивила. Коробка не с проста достаточно крупная и увесистая, т.к. в ней 16 литников плюс кузов и днище. Полиграфия на коробке лаконична и в меру информативна. На верхней части изображен Crown “Athlete” в белом цвете. На боковых сторонах есть фото собранной модели, технические характеристики и краткая аннотация. На литниках более 135 деталей, не считая резины и пружин подвески. Подвеска в этом наборе предлагается не просто рабочей, но и регулируемой, т.е. клиренс можно настроить на свой вкус, разумеется в разумных пределах. Кузов отлит из белого пластика достаточно качественно, а расшивка четкая, но углубить ее местами не помешает. Также для некоторых элементов, такие как заглушка буксировочной петли в бампере и лючок бензобака, расшивка выглядит грубовато, можно было бы отлить эти места изящнее. Кузов предложен без бамперов, порогов и капота, а эти детали в свою очередь представлены на отдельных белых литниках. С бамперами понятно, кит достаточно универсальный и существует в нескольких вариантах, поэтому производитель вкладывает разные обвесы в разные наборы. А вот с капотом не совсем понятно, т.к. двигатель и подкапотное оборудование в этом наборе отсутствует, то смысла делать открываемым капот нету.
Детали днища и подвески, а также салона представлены в наборе на нескольких литниках черного пластика. Днище выполнено достаточно просто, эта деталь практически прямоугольная и в ней отлита имитация нижней части двигателя и часть выхлопной системы. Подвеска же представлена многорычажной подвижной конструкцией, которая должна имитировать работу настоящей, за счет настоящих пружин в составе набора. Универсальность набора подтверждает и то, что хромированные детали предложены в наборе для разных комплектаций автомобиля и размещены аж на четырех литниках. Отливки без лишнего облоя и смещений, а хром отличного качества. В инструкции, на вкладке схем литников, цветом отмечены детали не используемые при сборке рестайлинговой модели Crown Athlete. Салон представлен на двух литниках. Передние сиденья сборные из двух деталей. Дверные карты выполнены отдельными деталями, что удобно при окраске.
Прозрачных литников в наборе три штуки. На самом крупном одной деталью представлено остекление салона, причем в верхней части отлиты плафоны салонного освещения. При желании можно окрасить потолок и достаточно реалистично обыграть его убранство. Также производитель дает возможность сделать в крыше автомобиля люк. Для этого есть выштамповка в крыше, которую можно вырезать, а на прозрачном литнике есть и сам стеклянный люк. На литнике среднего размера представлена альтернативная оптика. На самом маленьком литнике, красного цвета - парочка тоненьких противотуманных фонарей в задний бампер. Стоит упомянуть, что набор укомплектован масками для нанесения шелкографии на стекла, и это не может ни радовать. Если говорить о колесах и резине, то стоит отметить что в наборе даны красивые диски 18', окрашенные в серебристый цвет и резина не плохого качества. На ней практически отсутствует типичный облой по центру протектора и на бортах отлиты надписи Bridgestone. Производитель также предлагает установить выхлопную систему, уже окрашенную серебристой краской, но при детальном осмотре стало понятно, что имеет смысл ее перекрасить. Декали в наборе даны на одном небольшом листочке и по качеству выглядят довольно неплохо. Представлены разные варианты оформления дисплеев, а некоторые шильдики на всякий случай дублированы.
Производитель также отдельно выпускает набор дополнений в составе, которого есть планки фототравления, ленты для имитации ремней безопасности и салонные коврики. Думаю, что будет не плохо использовать этот набор во время сборки. Изучая информацию касательно Crown Athlete, сначала был немного разочарован скудностью цветовой гаммы и полагал что заводская окраска ограничивается стандартными белым, черным и серебристым, но углубляясь в матчасть, обнаружил что рестайлинг 2015 значительно расширил цветовую палитру и можно выбрать вариант окраски из довольно интересных оттенков. На каком цвете я остановил свой выбор, узнаем позже, а пока начнем сборку.
Обновление от 16.12.2018
Для стендовой модели автомобиля в первую очередь самым важным аспектом является внешний вид кузова, насколько точно и качественно он повторяет прототип. Ведь первое что видит зритель, глядя на модель — это кузов, его форма, качество проработки деталей и окраска. Понимая это логично уделить максимально внимания подготовительным работам, чтобы на выходе получить отличный результат. В случае модели Crown Athlete нужно учитывать то, что модель представлена в варианте “Curb side”, т.е. с закрытым капотом и без двигателя отдельной деталью. Уточню, что на самом деле капот предложен отдельной деталью, но сделано это скорее всего для удобства сборки остекления и дворников. В таком случае вторым важным аргументом остается салон и его проработка, но по большому счету за остеклением огрехи, даже если они допущены, будут скрадываться.
Перейдем от слов к делу, т.к. кузов самая важная деталь, с него и начнем, хотя инструкция предлагает заняться кузовом аж на 14 этапе сборки. В первую очередь были выбраны из всего ассортимента входящих в набор вариаций, бампера, диффузоры и пороги, соответствующие требуемой модификации автомобиля. Ранее в обзоре я говорил, что кузов оставил хорошее впечатление, но все же без улучшения детализации не обойтись. Огрехи литья выражались в легкой “замыленности” кромок расшивки. Решено было максимально выправлять ситуацию, т.к. в будущем после покраски и лакировки эффект мог немного усугубиться из-за неизбежных минимальных наплывов на этих самых кромка. Путем шлифования были занижены бока кузова, тем самым линия расшивки стала смотреться более тонкой и грани стали четкими. Затем расшивка была дополнительно углублена скрайберами.
Первый важный шаг закончен, далее были приклеены боковые пороги и бампера. Места склейки встык были дополнительно усилены с внутренней стороны кусочками пластика. Точность прилегания и швы контролировались с помощью деталей оптики, временно закрепленных на скотч. Дополнительно была уменьшена толщина пластика крыльев по контору колесных арок для придания реалистичности. Далее стало понятно, что не все гладко в местах сопряжения вновь приклеенных деталей. Ряд недочетов были устранены шлифованием, а наиболее сложные пришлось шпаклевать. В финале были выправлены шовчики сопряжения, но качество проведенных мероприятий будет можно оценить после грунтования.
Казалось бы, все готово к грунтованию и дальнейшим действиям, но остались еще три момента, требующих проработки. В первую очередь это наличие люка на крыше. Да его наличие добавляет зрелищности, но велик шанс ошибиться. Второй момент — это мини плавничок антенны. Он отлит довольно невнятно и скорее всего придется его сточить, а в последствии заменить самодельно отдельной деталью. Ну и, в-третьих, капот. На фотографии вида спереди видно, что в бампере сделана выштамповка под деталь декоративной решетки, которая переходит на деталь капота. Но на капоте вырез не соответствует нужному контуру и значительно шире. Логика производителя так сделать очевидна – это упростит монтаж капота, но визуально этот момент бросается в глаза, будем устранять.
В завершение текущего этапа, хочу уточнить, что для сборки был приобретен фирменный набор фототравления. Набор довольно богатый на аксессуары, но мне достался с маленьким браком, на листике металлостикеров отсутствует одна хромированная деталька декора руля. Также остается открытым вопрос в какой цвет окрашивать модель. К счастью, круг сужается и выбор стоит между двумя цветами, приближенными к оригинальной палитре модели. Краски выбраны из ассортимента компании Splash и соответствуют цветам автомобилей иных марок, но я посчитал их достаточно близкими к цветам Тойоты. В дальнейшем увидим на чью сторону перевесится чаша весов.
Обновление от 04.11.2020
В этой части поговорим о ходовой части автомобиля и начнем с тормозной системы. Из набора был выбран комплект тормозных дисков, совмещенных с суппортами согласно инструкции. Использовал накладки, имитирующие металлическую поверхность из набора фототравления. Стоит отметить, что установил я их обратной стороной, а не так как предполагает инструкция по сборке. Это сделано из-за того, что производитель имитировал выработку рабочей поверхности диска путем нанесения кольцевых дорожек, что выглядело игрушечно. Более натуральный износ тормозной поверхности имитировал наждачной бумагой. Тормозные суппорты были немного доработаны с внутренней стороны – добавил толщины путем наклейки тонкого пластика. Швы обработаны для придания однородности детали. Окрасил эти детали металайзерами от Zero Paints, а цветовые решения выбрал, ссылаясь на референсные фотографии из сети, а не по инструкции. В итоге получилось может быть не так контрастно, но реалистично.
Далее поработал над колесными дисками. В наборе они окрашены ярко серебристым металайзером. Поискав в сети фотографии, обнаружил что бывают варианты более темного исполнения. Решил реализовать именно темно серый вариант, что должно хорошо смотреться в конечном итоге. Перекрашивание позволило выполнить ряд улучшений, таких как: убраны мелкие повреждения на лицевой части дисков, сточена избыточная ширина дисков, убран характерный бортик с внутренней части и сделана плавная фаска. Так диски смотрятся аккуратнее. Еще один плюс – повышение детализации и добавление акцентов. Используя жидкие маски, удалось очень аккуратно обозначить крепежные болты и центральный колпачок. Вишенка на торте – Air Valve для подкачки из набора Hobby Design HD07-0022 (C)
Резина в наборе выше среднего качества. Присутствует характерный шов по окружности, который необходимо удалить стачиванием. Резина очень мягкая, а протектор глубокий. Несмотря на стачивание, протектор все равно смотрится достаточно “внедорожно”.
Следующим этапом поработал над деталями подвески. Детали были отсоединены от литников и покрыты черными красками серии LP от Tamiya, хотя инструкция рекомендует не красить большинство элементов из-за большого количества подвижных соединений. Конструкция подвески, предложенная разработчиками набора, очень интересная. Рычаги подвески подвижны. Конструкция передней оси, так же, как и задней, собирается на винтах, а установленные в традиционных местах пружины, выполняют свою непосредственную функцию. Таким образом затягивая или ослабляя винты, можно регулировать развал колес. Далее, подсобранные блоки передней и задней подвески также монтируются на днище кузова при помощи винтов, а установленный дополнительный комплект пружин, оставляет некоторую свободу движения по вертикали позволяя регулировать клиренс. При озвученных выше плюсах, такое решение имеет и минусы – дизайн достаточно схематично напоминает реальные узлы, а открытые шляпки регулировочных винтов, только добавляет «игрушечности». Чтобы хоть чуть-чуть добавить реалистичности, установил смоляные болтики в некоторых местах и имитацию тормозных шлангов. С одной стороны шланги присоединил к тормозным суппортам, а с другой стороны просто к скрытым удобным частям подвески, чтобы просто не болтались.
Днище выполнено деталью с отлитой на нем имитацией коробки и элементов выхлопной системы. Для добавления реалистичности, днищу и ходовой части в целом, решено было достаточно тщательно поработать с акцентированием рельефа путем раскрашивания. Комбинацию цветов и схему окрашивания старался контролировать, ссылаясь на фотографии реального автомобиля. В первую очередь были окрашены черной полуматовой краской бензобак, поддон коробки и двигателя. Затем, после нанесения масок, были окрашены зоны серебристых деталей. Далее нанесены маски и все пространство днища было покрыто черной матовой краской.
Завершив с базовой окраской, выделил масками элементы выхлопной системы и постарался придать характерные цвета комплектующих.
Задняя часть глушителя выполнена отдельной деталью. Как я озвучивал в обзоре набора, эта деталь была очень приятно окрашена, но на ней присутствовали стыковочные швы по периметру. Решено было обработать все дефекты и окрасить глушитель заново, попутно придав характерные цвета.
Полученный результат понравился, но изучив референсы, хотелось еще больше деталей. Добавил имитацию тепловых экранов на бензобак и окрасил заднюю часть днища серой краской, имитируя заводской грунт.
Ну а дальше дело техники. Соединил все подготовленные узлы между собой и установил колеса. Получилась достаточно симпатичная тележка, причем яркие акценты привлекают внимание и маскирует описанные выше упрощения. Конечно, можно добавить немного следов эксплуатации сухой кистью или пигментами, но пока жалко пачкать, может быть сделаю это при финальной сборке.
В заключении примерил кузов, получилось симпатично.
Обновление от 13.12.2020
Перейдем к сборке салона.
Комплектующих не так много. Днище с задними сиденьями выполнено одной деталью. Дверные карты представлены отдельными деталями, что очень удобно для окраски и отделки. Передние сиденья состоят из двух половинок и потребовали применения шпаклевки для обработки стыков и устранения огрехов. Рулевая колонка собирается из нескольких деталей: основание с подрулевыми «морковками», деталь с лепестками переключения передач и сам руль. Рычаг селектора КПП миниатюрный и представлен отдельной деталью. Так же есть две накладки центральных стоек, которые по инструкции нужно приклеить сразу к кузову вместе с остеклением, но мы пойдем другим путем.
Для выбранного цветового решения кузова, предполагается двухцветный салон, но помимо этого, должны быть вставки на дверных картах и приборной панели с имитацией черного дерева. Можно было опустить данный момент и делать все по инструкции, но я решил попробовать воссоздать такие элементы декора. Выделил необходимые участки масками, нанес сухой кистью имитацию прожилок, затем немного Smoke клира для приглушения отблеска серебристых прожилок и 2к лак для фиксации результата. Получилось не плохо, но еще есть что совершенствовать. Прожилки хотелось бы видеть более тонкими.
Далее замаскировал вставки «под дерево» и покрыл необходимые участки голубым оттенком, согласно выбранного решения.
На приборной панели предварительно по маскам окрасил центральную часть в два оттенка металлика и так же по маскам окрасил голубые участки. Работа по маскированию требует достаточно много времени, но оно того стоит.
Сиденья — это отдельная история. Черным необходимо было выделить соответствующие элементы, благо очень удачно помогла базовая расшивка и позволила выполнить маски очень качественно.
Покрытие пола не стал имитировать флоком, т.к. в комплекте дополнений предусмотрены коврики из плотного картона, и они закрывают практически всю видимую поверхность. Достаточно было окрасить заготовки черной краской.
Завершив маскировочно-покрасочные работы, продолжил с детализацией. Нанес декали на приборную панель. Эмблему руля установил из набора фототравления, хромированные молдинги под деревянными вставками из набора металлических стикеров. На кнопках руля имитировал пиктограммы белым маркером.
На дверных обшивках обозначил пульты стеклоподъемников черной краской и выделил тонкой проволокой в соответствии с оригинальным декором. Ручки открывания дверей штатные из хромированного пластика. На блокираторах замков поставил красные пиктограммы.
Дальнейшим этапом последовала установка ремней безопасности. Инструкция к набору дополнений предусматривает установку ремней непосредственно на сиденье, но я решил сделать более реалистично. Для этого сразу приклеил накладку центральной стойки. Дополнительно изготовил из пластика «козыречки» для ремней на стойках и некую поддержку ремня снизу.
На задних сиденьях установил ремни согласно инструкции к набору дополнений. На передних сиденьях так же установил замки фиксаторы.
После окончания деталировки, осталось собрать все узлы между собой. Финальный результат получился очень даже неплох.
Обновление от 16.05.2021
Настало время вернуться к работе над кузовом, к которому впервые прикоснулся аж два года назад. Расшивка была ревизирована и прорезана еще глубже. Был доработан небольшой «нюанс» в передней части капота в месте стыка с решеткой радиатора, теперь капот полностью повторяет обводы решетки. Подсобранный и подготовленный кузов, а также корпуса боковых зеркал и капот были покрыты грунтовкой белого цвета для дальнейшей окраски.
Про варианты заводской окраски я рассказывал в самом начале, еще во время обзора набора. В дальнейшем я упоминал что подобрал два цвета близких к заводским из линейки красок Splash. В конечном итоге выбор пал на голубой оттенок, несмотря на то что краска предназначена для автомобилей марки BMW, кузов Toyota покрытый этой краской выглядит очень похожим на прототип.
После некоторой просушки базовой краски, кузов был покрыт 2k лаком от Zero Paints и отполирован. Расшивка была пролита смывкой, а на оконные рамки дверей была нанесена полуматовая черная краска от Mr.Hobby.
Далее последовала подсборка мелких деталей экстерьера. На боковые зеркала установлены стекла повторителей поворота, а зеркальные элементы взяты из набора металлических стикеров.
Декоративные вставки переднего бампера и задний диффузор окрашены черной полуматовой краской. На свои места установлены противотуманные фары и задние светоотражатели. Тут нужно отметить, что на прототипе в выбранном цвете и комплектации, задний диффузор должен быть в цвет кузова, но я решил сделать по-своему, так выглядит интереснее на мой вкус.
Еще одним элементом деталировки, является окраска дверных ручек. В наборе они даны в хромовом покрытии, но на прототипе ручки окрашены в цвет кузова и имеют хромированную вставку. Для повторения конфигурации ручек прототипа, были изготовлены маски и наклеены на детали. Далее ручки были окрашены в цвет кузова и после снятия масок покрыты лаком.
Декор из фототравления так же потребовал доработки. Окантовка дверных окон на прототипе хромированная. Детали из фототравления имеют матовую фактуру и для соответствия прототипу их пришлось полировать до зеркального блеска. Эмблемы и номерные таблички были покрыты черной краской. Затем краска аккуратно была стерта по выступающим граням, но осталась в углублениях повторив необходимый рисунок.
Деталь решетки радиатора дана полностью в хроме. Средняя часть была замаскирована и окрашена черной глянцевой краской. Затем на свои места установлены эмблема и номерная табличка. Так же добавлена имитация крепежных винтов на номерной табличке.
Следующим шагом заранее подготовленные узлы были установлены на кузов. Решетка радиатора и вставки переднего бампера заняли свое место. Небольшая работа была проведена и с передними фарами. В наборе они даны одной хромированной деталью. Я частично окрасил маски фар черной краской и применил блестящие накладки из фототравления, предварительно отполировав. Таким образом дизайн фар максимально стал соответствовать прототипу.
Смонтированы ручки открывания дверей. В задней части установлен на свое место диффузор. Хромированное основание задних фонарей окрашено в нужных местах красным клиром для имитации необходимых цветных компонентов фонаря. На заднее стекло нанесены декали для придания реалистичности модели.
Уделил немного внимания остеклению и отделке потолка. Остекление дано одной деталью, которая имеет рельеф, имитирующий противосолнечные козырьки и плафоны освещения. Я решил этим воспользоваться и сделать реалистичный потолок. Стекла были оклеены масками и окрашены черной полуматовой краской для имитации шелкографии. В дальнейшем потолочные элементы были замаскированы и потолок покрыт краской более серого оттенка. После снятия масок остекление установлено в кузов, добавлено салонное зеркало и декаль с информационной табличкой на одном из козырьков.
На этом подсборка была завершена. Осталось соединить кузов, салон и днище в одно целое, установить зеркала и добавить шильдики, а финальный результат можно будет увидеть в следующей публикации.
Обновление от 10.01.2022
Итак, модель готова.
Набор оставил вполне положительные впечатления, особых сложностей при сборке не возникло. Есть конечно некоторые нюансы и каждый моделист в праве самостоятельно решать, как с ними поступить. Например бампера, их можно приклеить к кузову после окраски, но я бы рекомендовал это сделать до того, т.к. это позволит лучше подогнать стык и прорезать расшивку. Так же передняя часть капота, я уже упоминал ранее о месте сочленения с радиаторной решеткой. Этот элемент можно оставить как есть, но лучше все-таки доработать и подогнать более точно. Набор фирменных дополнений, который я использовал, вполне не плох, но я бы рекомендовал предварительно отполировать детали, не отделяя от плашки. А если сборщик решит использовать имитацию накладок на оконные рамки из набора травления, то рекомендую заранее доработать места прилегания на кузове сточив их толщину, иначе накладки будут выступать. Мне данную операцию пришлось выполнять уже после покраски кузова, что потребовало достаточной аккуратности, чтобы не повредить видимую часть ЛКП, но результат получился не плохой.
Хочу отдельно поблагодарить редакцию проекта Toy Gear за предоставленную модель.
Мои личные впечатления и оценки:
Копийность – 9 (субъективно показалось, что кузов вытянут в длину и немного заужен в ширину)
Деталировка – 9 (с набором дополнений, но не хватает подкапотного пространства)
Качество – 8 (стыки бамперов, капота)