Porsche 935 K2 (1977) (обновление от 27.02.2021)
Тест-пилот - Станислав Стародумов aka StarSA
В 1976-м году вступили в силу новые правила FIA для автомобилей «Группы 5», уже четвертые по счету и получили название «Special Production Cars», и сразу же в Porsche AG представили модель 935. Машина была построена на базе модели 930, и получилась очень удачной. В то время практически никто не мог составить 935-м конкуренцию, во многом и потому, что в Порше решили продавать свою машину многочисленным частным командам. А в силу того, что правила «Группы 5» допускали обширные модификации, инженеры охотно пользовались этими поблажками, и начали появляться различные варианты доработок машины.
Команда Vaillant Kremer Team особенно выделялась на общем фоне частных команд, и предлагала свои оригинальные изменения в конструкции.
Первый 935, построенный Кремером, имел обозначение K1, и практически повторял дизайн оригинальной машины от Porsche. Главным отличием от заводского автомобиля было заднее крыло, которое поддерживалось двумя дополнительными скобами сзади. В течение гоночного сезона 1976 года, передняя часть была перестроена: появились плоские передние крылья, а фары интегрированы в передний бампер на манер заводских машин. Построен только один автомобиль.
В 1977 году в команде Кремера построили следующую модификацию - тип K2. Основное внимание на этот раз уделялось аэродинамическим улучшениям по сравнению с заводским дизайном, технически автомобиль практически не отличался от клиентских Porsche 935/77.
Как и K1, был выпущен только один автомобиль типа K2 (шасси под номером 007 00016). Команда использовала автомобиль с 1977 по 1978 год в DRM (Deutsche Automobil-Rennsport-Meisterschaft) и в Чемпионате мира среди производителей (World Championship for Makes).
В сезоне 1977 года управлял версией К2 только один пилот - Боб Воллек под №51 в DRM, деля руль только в гонках на выносливость с Джоном Фицпатриком (1000 км Нюрбургринга и 6 часов Хоккенхайм). За сезон в DRM, Боб смог одержать четыре победы, это позволило ему занять второе место в личном зачете, уступив, правда, 8 очков Рольфу Штоммелену из Gelo Racing Team. Возможно, стать Чемпионом ему помешал сход на Норисринге (200 Meilen von Nürnberg) из-за отказа двигателя.
В 1978 году за руль этого шасси садился Луи Крагес по прозвищу "John Winter", приняв участие в пяти гонках DRM и в четырех гонках на выносливость, в т.ч. и 24 часа Ле-Мана и Дайтоны, а в 1981 году Хорхе Перес вывел шасси К2 на трассу в трех гонках в Португалии.
В 2006 году в Kremer Racing восстановили автомобиль, и сейчас он используется в гонках исторических машин.
Компания Beemax дала нам прекрасную возможность собрать модель этого легендарного автомобиля.
В обычной коробке, но со стильным глянцевым боксартом мы находим несколько литников белого и черного цветов, литник с прозрачными деталями и пара небольших хромированных литников, а так же кузов, покрышки, поликапы для колес и сетку. Модель без двигателя, деталей не очень много, в целом стандартный набор.
Давайте посмотрим поближе.
Кузов. Неплохо проработан, четкая ровная расшивка, грани не замылены.
Белый литник с деталями каркаса безопасности и аэродинамики и небольшой литник с аэродинамическими колпаками на колеса.
Литник черного цвета с деталями днища авто, салона, подвесок, задняя крышка имитации двигателя с навесным оборудованием. Всё просто, но в то же время ничего не замылено, может только блоки управления на задней полке слишком маленькие.
Еще три небольших черных литника с деталями ходовой, выхлопа, салона. Аж три варианта корпусов зеркал, в сети можно найти машину с разных гонок с разными зеркалами (Beemax, скорее всего готовит версии К3 и даже К4). Непонятный факт – почему кресло пилота – это отдельный литник?, ну да ладно.
Деталей в хроме немного, опять же два отдельных литника. Колеса просто великолепны, даже жалко закрывать их колпаками, а я не видел в сети фотографий, где колеса были бы без колпаков на гонках, но мы же за аутентичность. И литник с накладками на зеркала и отражателями. Приятно, что задние отражатели даны отдельными деталями, в большинстве наборов их вообще приходится делать с помощью модельного ножа и шпаклевки. Покрытие хромом тоже не вызывает нареканий.
Литник с прозрачными деталями так же без вопросов. Приятно, что остекление дано отдельными стеклами, а не ванной.
Шины, сетка, поликапы. Шины с небольшими дефектами литья по шву на внутренней стороне, думаю, обработать их не займет много времени. Жаль, что нет никакой детализации на поверхности, как на настоящей шине.
Проработка деталей во всём наборе вполне себе неплохая, четкое литьё без явно выраженных проблем, стыки пресс-форм практически не заметны. Кое-где следы от толкателей нужно будет зашпаклевать, или отшлифовать, и облоя немного. И пару утяжин можно найти. Посмотрим, что будет со стыковкой в процессе сборки.
Декали даны на два варианта, оба с гонок немецкой серии DRM сезона 1977 года. В зеленом цвете №51 француза Боба Воллека, в этой раскраске было несколько гонок. И белый №70 американца Петера Грега, гонка на Норисринге. Честно говоря, Петер выступил в гонке не на версии К2, а на простом 935, шасси с номером 930 770 0903 (Porsche 930/72).
Печать декалей четкая, посмотрим на них в работе, а делать будем зеленый вариант, под который используем краску от Zero нужного цвета.
Набор дополняет понятная инструкция в виде книжечки. И пусть печать не цветная, но зато картинки большие и четкие, читаются без труда. Что интересно, при составлении инструкции по сборке модели сразу учтено использование травленных деталей (в серых прямоугольниках).
Ну и к каждому своему набору Beemax делает набор фирменного фототравления. Вот и сейчас мы будем использовать его в постройке. К набору приложен материал для ремней безопасности, и деталь из металла, изображающая коннектор для сжатого воздуха, используемого при поднятии машины на домкраты. Посмотрим, насколько оно окажется полезным.
Обновление от 31.08.2019
Итак, начнем с кузова.
Все кузовные детали склеены вместе. Убраны следы стыков пресс-форм, кое-где, в районе переднего бампера были незначительные смещения. Зашпаклеваны все швы склейки между деталями, где это необходимо, и пара утяжин спереди. Далее всё отшлифовано под грунт.
Отливки, в общем, не плохие, детали подгонки не требуют.
У заднего крыла приклеил торцевые пластины, места стыков зашпаклевал, так как на прототипе пластины заодно с крылом, подвижна только задняя узкая часть (с неё, кстати, срезана пластиковая имитация металлической пластины). После покраски там потом будут поставлены заклепки из афтермаркета от Hobby Design.
Торцевые пластины есть в наборе травления, но я их не стал использовать по причине того, что пластик к пластику проще приклеить и зашпаклевать, а потом проще покрасить, грунт ляжет одинаково. Конечно, пришлось пластины из пластика сточить по толщине примерно раза в три.
К крышке капота (хвосту) крыло не приклеено, просто приставлено.
Ламели решеток в верхней части передних крыльев так же сделаны тоньше. А ещё заделаны неровные большие отверстия перед лобовым стеклом и просверлены заново тонким сверлом.
В переднем бампере есть круглые отверстия для воздуховодов вентиляции тормозов. Они были рассверлены до нужного диаметра, а то выглядело неправдоподобно. Проблема в том, что в эти отверстия вставлялись штырьки крепления днища, пришлось организовать крепление по-иному.
Далее днище. Тут всё просто, детали обработаны, покрашены и собраны.
Конечно, есть некоторые доработки:
- навиты пружины подвески из стальной проволоки,
- чуть доработаны трубы выхлопа,
- гофрированная труба к турбине сделана из термоусадочной трубки, одетой на навитую спиралью проволоку,
- листовым пластиком сделаны стенки в передней части, иначе зияли сквозные дыры в арках колес,
- проделаны спереди отверстия для установки труб тормозных воздуховодов,
- в комплекте травления есть накладки на тормозные диски, я их поставил с внутренней стороны, там они хоть как-то будут видны при взгляде на модель снизу, в отличие от внешней стороны, для которой они предназначались. За колесами с глухими колпаками тормозов будет не видно вообще.
Тут видно, что к детали днища приклеены и деталь салона, и боковые детали с дверными картами. А в дверных картах выпилены глухие отверстия, оставлена только силовая труба, но красить всё равно в один цвет.
Вот салоном дальше и займемся…
Обновление от 01.03.2020
После всех подготовительных работ кузовные детали были загрунтованы серым грунтом от Tamiya, и нанесен первый слой краски от Zero (ZP-1276). Этой краской я в своей практике пользовался впервые. Тут надо быть аккуратнее, и не перелить сразу, а наносить тонкими полусухими слоями, поскольку краска имеет достаточно агрессивную основу и может «подъесть» пластик, пусть он и под грунтом. Может быть, конечно, это пластик в наборе такой «нежный», но у меня верхний слой местами съежился, после того как я нанес краску достаточно мокрым слоем. Такого я ещё не наблюдал при использовании автомобильных красок на нитро-основе, которыми красил ранее.
Пришлось кузов вышкурить ещё раз, и уже легкими тонкими слоями нанести краску повторно. Но, тем не менее, краска мне понравилась, когда я нашел к ней подход. Разводить дополнительно ничего не нужно, краска полностью готова к применению. Укрывает хорошо, и образует гладкое покрытие. И учитывая повторную окраску, у меня осталось больше половины банки.
Далее декали. Работать с ними было комфортно, наносились легко, легли отлично. В работе помогла жидкость для декалей Tamiya Mark Fit Strong. Качество печати в целом неплохое, только на краях цветных полос было небольшое смещение цветов, относительно друг друга, но без наложения. Элементарная подрезка края на доли миллиметра спасла ситуацию.
Поверх кузов был покрыт 2К автомобильным лаком Brulex HS. Лак разводился достаточно жидко, и нанесен за один раз несколькими мокрыми слоями.
После полимеризации начался долгий процесс шлифовки шагрени (без неё у меня пока не получается), и полировки поверхности.
Полировка заняла очень много времени. Формы кузова угловатые, много граней, на которых можно запросто протереть ЛКП до грунта, а если прозевать, то и до пластика. Для шлифовки использовалась наждачная бумага с зерном 2500, для полировки – пасты 3М, мелко-абразивная и неабразивная для блеска.
Обновление от 27.08.2020
Приступим к кокпиту.
Деталей там не очень много, да и реальные салоны боевых машин тех лет достаточно спартанские, поэтому и работы не заняли много времени. Но доработки кое-какие были.
Во-первых, карты дверей были глухие, я придал им глубины, вырезал всё лишнее и оставил только силовую перекладину. Красные ручки замков были аккуратно вырезаны, обработаны и приклеены на металлические штифты обратно.
Были срезаны электронные блоки с задней полки – сначала было желание их заменить, показались слишком маленькими. Но потом на фотографиях прототипов увидел, что использовались разных размеров, встречались и маленькие, так что оставил эти. В любом случае так удобнее красить. Дополнил их жгутом проводов.
На огнетушитель добавил фитинг и шланг, а также крепежные хомуты из набора травления – смотрится очень достойно.
Кресло пилота и верхняя часть приборной панели были покрыты мукой для создания ворсистой фактуры, затем покрашены в матовый черный. У муки всё же фактура мельче, чем у флока, выглядит натуральнее.
Приборная панель почему-то была дана одной декалью, хотя на детали они все по отдельности, пришлось каждый прибор вырезать при нанесении. Стекла сымитированы капельками 2К-лака. Так же на панель добавлен самодельный выключатель массы (по-моему, это он) из металла, и воздуховод из кусочка термоусадочной трубки.
На кресле ремни из ткани, шедшей в наборе, и пряжки с замками из травления. Травление опять понравилось, а вот материал для ремней жестковат, свободно не ложится, везде пришлось сажать на точки клея.
Тяга переключения передач и ось ручки КПП заменены на иголки разного диаметра, всё же натуральный металл лучше всякой покраски.
На зеркале заднего вида сделан зеркальный элемент из отполированного кусочка алюминиевой банки.
Ещё были сделаны колеса. Тут всё просто – шины отшлифованы по кругу, чтобы убрать небольшой шов от литья и придать рабочий вид, ажурный центр дисков покрашен в золотой и тут же закрыт черными аэродинамическими колпаками. А жаль, диски сделаны великолепно – литьё четкое, но на настоящей машине колпаки были, а мы за достоверность. На колпаках только добавил металлические кольца для имитации их крепления. Печально, что нет никаких декалей с надписями на шины, и в травлении нет трафарета.
Продолжение следует…
Обновление от 07.11.2020
Кроме нескольких мелочей, все детали обрели своё место на кузове.
Помимо травленных сеток из фирменного набора дополнения, была использована сетка от KA-Moders в переднем бампере, на фото оригинала она есть, закрывает радиатор от повреждений камнями. Эта же сетка была использована на правом заднем воздуховоде, выпуклая форма придана путем постепенного выдавливания в трафарет из толстого пластика. А вокруг этой сетки ободок по форме воздуховода, сделанный из алюминиевого листа от банки лимонада. В модели эта сетка не предусмотрена, но на всех фото машины с гонок на правом воздуховоде сетка есть.
В ручках дверей для имитации кнопки открывания использованы кусочки швейной иглы, настоящий металлический блеск ничем не передать лучше самого металла.
Что в этой модели нравится, так это отдельные стекла, а не цельная ванна остекления. Подходят прозрачные детали к своим местам очень хорошо.
Фары и фонари сразу хромированы – ничего самому красить не нужно.
На лобовом стекле дворник – симбиоз травления и пластиковой детали, всё-таки травленный поводок какой-то слишком плоский.
А вот точеный из металла разъем пневматики для накачки воздуха в домкраты смотрится весьма достойно в правой части панели под лобовым стеклом, даже отверстие в нем сверху есть.
Что ж, остался один поворот последнего круга гонки, и вот он – заветный финиш!
Следующее обновление будет последним…
Обновление от 27.02.2021
Проект подошел к завершению. Финальная сборка не доставила хлопот, кузов оделся на шасси достаточно легко, нигде ничего не помешало.
Оставалось только добавить на панель под лобовым стеклом ручки выключателя массы и огнетушителя. Кроме того, до завершения полной картины ещё не хватало двух крышек лючков на переднем капоте, они перекрашивались, из-за протертости при полировке.
Модель оказалась очень приятная в работе: хорошая стыкуемость деталей, отсутствие критичных недочетов и дефектов литья. Конечно, без шпаклевки не обошлось на некоторых кузовных панелях, но не сказать, что её много ушло.
Декали превосходные, работать с ними было приятно.
Отдельно хочется отметить, что производитель к своим моделям сразу делает комплект дополнений в виде травления, точеных деталей, лента для ремней безопасности. В травлении может и не все детали прям необходимы, но приятно. Правда, комплект нужно докупить, в коробке его нет.
Копийность – 9
Модель похожа на оригинал, нет каких-то видимых диспропорций.
Деталировка – 8
Деталей в целом достаточно, всё на месте, стандартно для моделей подобного плана, где нет двигателя.
Качество - 8
В целом хорошо, литье достаточно чистое, без облоя и смещений, но явно до лучших образцов индустрии ещё не дотягивает.
Хочу выразить благодарность коллективу Toy Gear Magazine за предоставленную модель.