Lancia Delta S4 (1986) Monte Carlo Rally (обновление от 20.06.2021)

Тест-пилот - Дмитрий Уланов

Lancia Delta небольшой семейный автомобиль выпускавшийся итальянской фирмой с 1979 по 2014 года, первое поколение (Tipo 831) было показано на выставке во Франкфурте в сентябре 1979 года – это был пятидверный хетчбэк придуман компанией Italdesign и итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Прототип в процессе разработки получил кодовое название Y5 и был задуман как элитный переднеприводный семейный автомобиль (класс С), по иерархии расположенный позади модели класс D - Lancia Beta (Type 828), к тому же в линейке Lancia, на то время, после закрытия производства Lancia Fulvia (Tipo 818) в 1976 году у фирмы отсутствовал автомобиль до 4 метров в длину. Delta основана на подвеске Макферсон разработанной для Beta и взят четырёхцилиндровый двигатель Fiat 128 SOHC от Fiat Ritmo, который был доработан инженерами карбюратором Webber с двойным дросселем, новым впускным коллектором, выхлопной системой и электронным зажиганием, что дало прирост мощности до 85 л.с.

Delta S4 раллийный болид группы «Б», изготовленный итальянской компанией Lancia, стала следующей спортивной моделью после Lancia Rally 037 (Tipo 151). Автомобиль оснастили рядным четырёхцилиндровым двигателем объемом 1,8 литров и мощностью 490 л.с., перед участием в гонках на тестах мотористы Lancia смогли разогнать двигатель аж до 1014 л.с. при давлении надува в 5 бар. Двигатель был укомплектован системой нагнетателя и турбонадува, такая комбинация позволяла избавляться от турбоям на низких оборотах и предотвратить падение крутящего момента на верхних. Трансмиссию для прототипа разрабатывала британская фирма «Hewland», в полном приводе можно было настраивать крутящий момент между осями в зависимости от покрытия гоночного участка в соотношении от 40:60 до 25:75. Для допуска к гонкам по правила Чемпионата необходимо было выпустить 200 «гражданских» версий, поэтому итальянцы создали для покупателей версию Stradale.

По одной из версий итальянцы схитрили и построили не больше, чем 100 Stradale, которые стоили 100 млн. лир, что в пять раз дороже самой мощной версии Lancia Delta HF Turbo. Шасси было построено как пространственная рама из стальных труб с добавлением хрома и молибдена, а кузовные панели изготовлены из эпоксидной смолы и стекловолокна. Как и раллийная версия в модели использовался 1,8 литровый четырехцилиндровый двигатель, выдающий мощность 250 л.с. и оснащённый электронным зажиганием Weber-Marelli IAW. Также от раллийной версии Stradale получил трех-дифференциальную систему полного привода, с крутящим моментом между передней и задней осями 30:70, соответственно. Интерьер был обшит алькантарой, а рулевое колесо замшей и оснащалось усилителем, также модель комплектовалась кондиционером и бортовым компьютером.

Инженера смогли подготовить прототип S4 только к концу сезона 1985 года, новый автомобиль принял участие в последней гонке сезона – Ралли Уэльса (Lombard RAC Rally), оба экипажа №6 Хенри Тойвонен (Финляндия) - Нил Уилсон (Великобритания) и №3 Маркку Ален - Илкка Кивимяки (оба, Финляндия) финишировали на первом и втором местах, соответственно.
Ралли Монте-Карло в 1986 году проводилось в 54-ый раз с 18 по 24 января, трасса состояла из рекордных 36 участков общей протяжённостью 881 километр. В гонке приняли участие 156 экипажей, из которых финишировало меньше половины (65). За руль прототипа Lancia Delta S4 под №7 в первой гонке сезона сели финн Хенри Тойвонен со штурманом Серхио Кресто из США (шасси №215, регистрационный номер A6 37616), полностью финский экипаж №3 - Маркку Ален и Илкка Кивимяки (A6 37617), итальянский №9 - Массимо Биазьон и Тициано Сивьеро (шасси №219, A6 37615) и испанский №37 (версия Stradale) – Игнасио Сунсундеги и Исаез Де Буруага (AG 37716). По итогам соревнования, к сожалению, последние три экипажа сошли с дистанции по причине поломки карданного вала, аварии и утечки масла, соответственно, а победителем стал экипаж №7 опередив ближайшего конкурента на 4 минуты - Тимо Салонена и Сеппо Харджана на Peugeot 205 Turbo 16 E2, третьим приехала Audi Quattro Sport E2 под управлением Ханну Миккола и Арне Герц.

Сезон 1986 года стал самым зрелищным, но и трагичным, к Audi Quattro Sport S1 и нашей Lancia Delta S4 добавились новые конкуренты - MG-Metro 6R4 и Ford RS200, а также обновленный Peugeot 205 T16 Evolution 2, который и стал победителем сезона под управлением финского экипажа – пилота Юха Канккунена и штурмана Юха Пийронена.
Первый «тревожный звонок» прозвучал на третьем этапе Чемпионата Мира, который прошел в Португалии и был «знаменит» тем, что организаторы допускали зрителей очень близко к трассе, столкновение гоночного автомобиля с людьми был только вопросом времени. Это и случилось именно в 1986 году, на третьем спецучастке «Sintra» пилот Хоаким Сантос, выступавший за команду Ford Motor, не справился с управлением Ford RS200 под №15, пройдя возвышение на скорости, он вошел в поворот и, избежав столкновение с толпой внутри поворота, не смог погасить скорость, врезался в толпу с другой стороны поворота. Авария унесла жизни троих зрителей и десятки получили травмы различной степени тяжести, в результате были отменены следующие 6 спецучастков, а все заводские команды снялись с этапа, победу одержал никому не известный португальский экипаж Жоаким Моутинью и Эдгар Фортес на Renault 5 Turbo "Tour de Corse".
Но главная трагедия произошла на Корсике, автомобиль под №4 Хенри Тойвонена и Серхио Кресто лидировал на первом этапе ралли Tour de Corse и опережал следующего за ним Бруно Саби (Peugeot 205 Turbo 16 E2) на 2 минуты и 45 секунд. Из-за последствий старых травм Хенри сел за руль, приняв обезболивающие, к тому же он умудрился простыть и во время гонки его сопровождала лихорадка с температурой под 40 градусов. На трассе пошел дождь и потом сразу град, в 14:58 в одном из поворотов 17-го спецучастка, автомобиль под управлением Тойвонена вылетел с трассы. На асфальте не осталось следов ни от торможения, ни от заноса, по мнению экспертов FISA Lancia Delta S4 вылетела на скорости 100 км/ч, ударилась о деревья, пробив бак, загорелась и взорвалась. Пилоты погибли от удара, а не от взрыва или пожара, косвенно на это указывал тот факт, что оба пилота не успели отстегнуть ремни безопасности. Погасить полыхающий пожар пытались два экипажа Бруно Саби - Жан-Франсуа Фашилль и Массимо Биазьон - Тициано Сивьеро, но ко времени прибытия пожарного расчета в 15:14 от автомобиля остался только обгоревший каркас.
По мнению пилотов, данный поворот нужно было проходить с максимальной скоростью в 50 км/ч, а не в два раза быстрее, как его прошел Тойвонен, также некоторые очевидцы утверждали, что техники команды Lancia сняли защиту днища для уменьшения веса, так как на асфальтовом этапе в ней не было необходимости, но в свою очередь без защиты оставался алюминиевый бензобак, расположенный под сиденьями пилотов. Также существует еще одна версия трагедии, для повышения производительности двигателя в автомобили группы «Б» добавляли в топливо толуол, который разъедает резину и пластмассу, а вдыхание паров воздействует на нервную систему, приводя к заторможенности, нарушениям вестибулярного аппарата и сонливости. Во время гонок пилоты итальянской команды Тойвонен и Ален жаловались на сильный запах бензина в салоне автомобиля. После финиша на первом спецучастке во Франции Хенри заявил, что в будущем не хочет участвовать в данной гонке и что укажет это в новом контракте, а в гостиничном номере Серхио нашли завещание, составленное за несколько дней до трагедии, в нем американец просил после его смерти кремировать тело и прах развеять над Лигурийским морем – между островами Корсика и Эльба.

Победа в общем зачете пилотов Peugeot Talbot Sport случилась только благодаря аннулированию результатов Ралли Сан-Ремо. Все началось после трагедии на Корсике, FISA запретила использование аэродинамики («юбок» под днищем) для создания граунд-эффекта. На этап в Италии французская команда привезла свой Peugeot 205 в той же «асфальтовой» конфигурации, что была во Франции, техническая комиссия допустила автомобили до старта, даже вне-зачётный экипаж Ари Ватанен – Терри Харриман под цифрой «0».
В течении первых двух дней французские автомобили опережали итальянские у них на Родине, и вдруг по итогам третьего дня итальянские технические комиссары заявили, что лидирующие Пежо оснащены запрещенными «юбками» и команду следует дисквалифицировать. Было ли решение судей принято под давлением команды Lancia, никто так и не узнает, но апелляцию Peugeot отклонили, не дав даже закончить гонку в режиме «под протестом» — это стало главной ошибкой организаторов. После снятия с гонки трех экипажей Peugeot Talbot Sport, первые три места заняли пилоты на Delta S4, Ален стал первым, вторым - итальянец Черрато, а третьим – другой итальянец Биазон. На двух оставшихся этапах RAC Rally в Великобритании и Olympus Rally в США, Маркку Ален завоевал достаточно баллов, чтобы стать Чемпионом Мира, но радость длилась всего 11 дней. FISA удовлетворила протест Peugeot и просто аннулировала все результаты Rallye Sanremo с вердиктом «снятие с гонки экипажей французской команды было незаконным». Маркку лишился 20 очков, Юха Канккунен таким образом опередил своего соотечественника на 14 и завоевал своей первый титул из четырех, а Маркку Ален больше так и не стал Чемпионом.

Итак, благодаря проекту Toy Gear Magazine ко мне в руки попала на тестовую сборку долгожданная новинка из мира моделей раллийных автомобилей – модель производства Beemax – Lancia Delta S4. Данная модель до сих пор отсутствовала на рынке в пластике и поэтому очень многие моделисты ждали её выхода с большим нетерпением после того, как Beemax анонсировали выход данного набора.

Далее предлагаю посмотреть, что же лежит внутри. В коробке довольно много отдельных литников.
Литник с остеклением. Все стёкла даны отдельными деталями и клеятся к модели снаружи. Это уже привычный факт при работе с наборами от Beemax, который намного упрощает работу с остеклением.
Сиденья, задние боковые стенки, детали подвески и дверные карты.
Детали двигателя, очень хорошо проработанная приборная панель, коробка передач.
Боковые воздухозаборники, накладки на фары.

Детали кузова, днище автомобиля и салона с отлитыми заодно элементами несущего каркаса, а также задние подкрылки.

Накладки на колёсные диски для вентиляции тормозов, передние и задние диски, а также диск для запасного колеса.
Задние амортизаторы, каркас безопасности, глушитель и пару деталей к двигателю.
Тормозные диски, детали двигателя, турбина и интеркулер.

Совсем небольшое количество деталей в хроме. Фары и часть задних дисков, что также очень упростит их покраску.
Резина, втулки для крепления колёс и сетки.
Защита на днище, остекление фар и перегородка салона и моторного отсека.

Два листа с декалями, на одном из которых находятся декали, которые Beemax предлагает наклеить на стёкла.
Также в коробке лежит так называемый каталог всех выпускаемых моделей от Beemax.
Отдельный лист со схемой нанесения декалей.
Ну и конечно же инструкция по сборке модели.

Также редакция Toy Gear любезно предоставила мне набор оригинальных дополнений для постройки этой модели — это довольно внушительный набор, который включает в себя:
- материал для изготовления ремней и металлическую антенну на крышу;
- декали для имитации карбона и кевлара;
- 3 листа травлёных деталей;

На первый взгляд передо мной очень детализированный и хорошо продуманный набор. При более подробном изучении я обнаружил, что почти на каждой детали имеется довольно мелкий облой, что, несомненно, затруднит подготовку деталей к покраске. Также я очень надеюсь, что декали в наборе и в наборе дополнений, очень хорошего качества, как это было в предыдущих наборах от Beemax.
Теперь пора приступать к зачистке деталей и работе с набором.

Обновление от 04.05.2021

Первый этап работы с набором для меня – это зачистка всех деталей. В данном наборе практически на каждой детали имеется облой, зачистка которого занимает очень много времени и терпения. На некоторых деталях он хорошо заметен, а на некоторых – его совсем не видно, и он находится в местах соединения деталей. Поэтому, если пропустить зачистку облоя в таких местах, то впоследствии могут возникнуть проблемы со стыковкой деталей, что особенно в таких наборах, как этот, который не имеет общего кузова. Но, в итоге все детали были зачищены благополучно и, на мой, взгляд этим я закончил самую трудоёмкую операцию по работе с данным набором. Также я срезал имитацию замков с передней части кузова и расширил отверстия воздуховодов, как предполагает это инструкция.

Также я склеил задний спойлер, зашпаклевал и зачистил шов на нём. Производитель предлагает установить травлёные детали на треугольную боковую часть спойлера, но я не вижу в этом никакого смысла, т.к. это только увеличит толщину этой части. Поэтому пару травлёных деталей оставим без использования.

В итоге все детали были очищены от облоя, зашкурены, вымыты и благополучно загрунтованы аэрозольными грунтами от Tamiya и Gunze.

После того, как грунт высох и был зашкурен наждачной бумагой с зерном 1500 можно приступать к покраске. Данный момент все детали покрашены.
Имея в наличии набор дополнений, который включает в себя декали для имитации кевлара, я всё-таки решил покрасить некоторые детали в цвет кевлара на всякий случай.
Покрашенное днище, а также сиденья, каркас безопасности, защита нижней части автомобиля и салон.

Окрашены тормоза, вентиляционные накладки на диски и панель приборов, а также детали кузова, диски и брызговики.

Обработаны детали ходовой части, детали двигателя.

Готовые к сборке стёкла. В наборе имеются чёрные декали для стёкол, но я по привычке решил, что проще и лучше будет их покрасить. Также затонировал задние стёкла акриловой краской Х-19 от Tamiya.

Обновление от 20.06.2021

После того как краска на деталях кузова высохла, пришло время наносить декали.  В очередной раз качество декалей не разочаровало, они превосходного качества и наносить их для меня было в удовольствие.

После того, как все детали покрашены и декали на своих местах можно приступать к сборке: детали двигателя по отдельности и в сборе:

Далее я приступил к сборке салона модели, установил двигатель и подсобрал заднюю часть автомобиля.

Подготовил тормозные диски и суппорта к установке, и задняя часть выглядит законченной:

Готовое днище модели.

Наклеил карбоновые и кевларовые декали на остальные детали, а также завершил работы с приборной панелью, в кресла добавил ремни безопасности.

Ну, и в итоге полностью собрал внутренности модели в одно целое. Колёса ещё не готовы, я установил их для полноты картины.

Вид снизу.

Начал собирать кузовные детали, переднюю часть и заднюю крышку.