BMW M3 E30 (1989) Tour de Corse (обновление от 29.01.2024)

Тест-пилот - Александр Гайдаш (г. Москва)

Любовь к ралли у Мишеля Перини зародилась еще в детстве, в возрасте 13 лет он с отцом посетил Ралли Франции, где мимо них пролетел знаменитый французский пилот Анри Пескароло на Matra Simca MS650, двигатель которого громко и волшебно урчал. К тому же Мишель увлекался топографическими картами и походами по лесу, эти навыки позволили ему задуматься над карьерой штурмана в ралли, в конце концов, в 1977 году он занялся шоссейными гонками, а после того как в 1984 году у пилота Франсуа Шатрио ушел штурман Даниэль Бришо, то Перини стал его напарником вплоть до 1992 года.
Сам Франсуа начал свою карьеру с гонок по бездорожью в 1973 году, но позже перешел в классическое ралли, где его первой гонкой стала ралли Монте-Карло 1981 года. Первая одержанная победа случилась в 1982 году в эпоху «Группы В» за рулем Renault 5 Turbo на Rallye Terre de Provence в рамках Чемпионата Франции (French Rally Championship). Еще один значимый подиум для француза (второе место) случился в 1986 году на трассе Ралли Корсики Чемпионата Мира по ралли на Renault Maxi 5 Turbo. После сезона 1987 года заводская команда Renault ушла из соревнований по ралли, а Франсуа перешел в частную команду Prodrive, где смог стать чемпионом Франции по ралли в 1989 и 1990 годах за рулем уже BMW M3 E30.
В 1989 году дуэт французов принял участие в десяти гонках национального чемпионата по ралли (French Rally Championship), пять трасс которого шли в зачет European Rally Championship и одна гонка в рамках Чемпионата Мира по ралли (World Rally Championship) – Ралли Корсики (Tour de Corse - Rallye de France). Финишировали Шатрио-Перини в национальном чемпионате на первом месте, опередив на 44 очка дуэт Бруно Саби - Даниэль Граталуп, которые выступали на Lancia Delta HF Integrale.

Наша гонка прошла с 23 по 26 апреля 1989 года в Аяччо через коммуны Корте, Серена и Кальви, дистанция на асфальте оставила 1439,85 км, стартовало 79 экипажей, но к финишу добрались лишь половина - 39.
Итогом первых двух дней, в которые вошли 15 спецучастков, стала дуэль между двумя французскими экипажами Шатрио-Перини на BMW M3 и Ориоль-Оччелли на Lancia Delta HF Integrale, в конце второго дня Франсуа Шатрио опередил Дидье Ориоля на 16 секунд. На следующий день Косинку накрыл дождь, Ориоль воспользовался преимуществом Lancia в таких условиях, а также на 19 спецучастке, когда на остров спустился туман, смог значительно вырваться вперед. Итогом третьего дня стало преимущество Ориоля в 37 секунд над финнами Канккунен-Пииронен, а «наши» французы закрепились на третьей строчке в 1 минуте и 38 секундах.
Французы Ориоль-Оччелли выиграли свой второй подряд Тур де Корс, опередив «наших» французов почти на две минуты, за третье место долго боролись две Toyota Celica GT-4 финнов Канккунен-Пииронен и испанцев Сайнс-Мойя, пока у вторых не вышел из строя двигатель.

Начну свою постройку с обзора набора.

Инструкция и яркий лист расклейки декалей:

Сами декали, у Beemax они обычно прекрасного качества, будем надеяться, что и данный набор не подкачает. Они позволяют собрать автомобили команды Bastos Motul BMW Ралли Корсики 1989 года – это экипаж №3, который приехал пятый – пилот Бернар Беген и штурман Жан-Бернар Вье, второй экипаж, финишировавший вторым под №14 - пилот Франсуа Шатрио и штурман Мишель Перин. Решил строить автомобиль Шатрио-Перин, во-первых, они взошли на подиум, во-вторых, о них больше информации на просторах Интернета.

Декали на колеса и металлодекали с логотип BMW.

Кузов

Тут можно сделать замечание, за обычные для Beemax утяжны. Под стыками прессформ у данной фирмы всегда появляются ощутимые косяки. В данном случае основные утяжины находятся на передних стойках, хотя, вероятно, впоследствии, проявочный грунт покажет большее их количество.

Капот, задний бампер и решетка. На капоте видна паутинка на пластике, не критичная. Тут я бы упомянул странность литья данной фирмы – пластик у них достаточно шероховатый, а не гладкий, что отчетливо видно на капоте, сделано ли это с целью лучшей адгезии ЛКП, либо же это начальные опыты литья у данной конторы ответить не могу, но абсолютно в каждом ките Beemax встречал такую ситуацию.

Решетка дана двумя деталями – хром и белый пластик, что сильно упрощает покраску.

Передний бампер, спойлер и пара тормозных дисков. Тут также без грунта видны небольшие утяжины на спойлере.

Элементы подвески для асфальтового этапа ралли, и зеркала.

Достаточно спорный мини литник с решеточками

Неплохого вида колеса, правда, сами диски имеют не совсем верную геометрию. Резина имеет скос под развал, но также и по два следа от литников на обратной стороне

Салон и сиденья.

Очень странное место со следами от толкателей, придется помучаться, чтобы их убрать и не повредить рельеф.

Литник с другими элементами салона.

Сама ванна салона выглядит достаточно хорошо, следов толкателей нет, рельеф отлит четко.

Руль и мелочи. Руль чуть пострадал, видимо при перевозке

Торпедо.

Литник с днищем и элементами подвески.

Тормоза

Днище. Придется поработать с маскировочной лентой, элементы отлиты прямо на днище, в лучших традициях старой Aoshima.

Литник хрома. Хорошие отражатели, и уже упомянутая решетка.

Номерные планки в наборе даны и в пластике и маленькой плашкой травления.

Литник остекления. Идеально прозрачное, дано накладками, а не ванной, но стоит примерить его сразу, так как у некоторых наборов изгиб лобового стекла не совпадал с кузовом и приходилось подгонять его с подогревом. Вспоминая лист декалей, еще одно нестандартное решение Beemax – это шелкография декалями. За это я бы поставил минус, пробовал реализовать это по задумке фирмы и понял, что результат меня не удовлетворяет, тут скорее всего сделаю привычной маскировкой и покраской.

Последняя часть основного набора – сеточка и поликапы.

Перейдем к набору дополнений.

Антенна выглядит просто потрясающе, состоит из двух деталей

Фототравление.

Тут немного опечалил момент отсутствия вот такой детали в виде травления.

Ну и, наверное, самый важный элемент дополнений — это табачные спонсоры. У NuNu Models и Beemax они состоят из эдакого «пазла», и приходится собирать одну надпись из трех – четырех частей. Но спасибо и на том, что они присутствуют в родном наборе дополнений.

Обновление от 05.01.2024

Начал работу с днища модели. Для начала срезал имитацию начала выхлопа, маслокулера и огнетушителя с днища, последнего быть вообще не должно, в последствии поставлю два огнетушителя от Hobby Design – точеные со смолой.
Дыры заделал заплатками.

Положил легкий слой проявочного грунта на днище и ванну салона, с последней предварительно не работал, но порадовало отсутствие утяжин.

Напечатал на 3D-принтере замену срезанному маслокулеру и новую выхлопную трассу.

Примерка на днище. Концы выхлопа позже обрежу и подберу вместо них металлические тонкостенные насадки из гильз для проводов.

Немного работы с колесными дисками, а именно с обратной их стороной, убрал следы толкателей и сточил кромку, чтобы диск подходил по ширине к шине (на фото вариант «до»).

Приступил к работе с кузовом и кузовными деталями. Следы толкателей на антикрыле.

Убраны стыки пресс-форм, прорезана расшивка, сточены замки капота и багажника, заменю на травленые.

Зашпаклёвана расшивка бензобака, у данной версии автомобиля он сзади, что производитель дает в варианте травления.

Легкий проявочный грунт показал некоторые небольшие утяжины и одну очень большую по всей линии багажника.

Также утяжина на бампере, правда лишь с правой стороны.

Согнул и загрунтовал травленые воздухозаборники на крышу.

Примерка. Даже легкий слой грунта пытается забить тонкую сеточку, при покраске стоит быть максимально аккуратным, особенно на стадии лака.

Далее продолжу исправлять косяки по кузову, заводские и пару своих царапин, и приступлю к остальным элементам днища.

Обновление от 29.01.2024

Кузов был дошкурен и задут в базовый белый цвет, краска использовалась из тамийной серии LP. Красный цвет в наборе дан декалями, но обклеивать весь кузов целиком, во-первых, достаточно муторно, во-вторых, любая ошибка вызовет неприятные косяки в трещинах декалей, либо же других дефектах, которые могут появится при нанесении. Принял решение накрашивать красный цвет, как нельзя кстати оказался баллон краски TS-49 - идеально подходящий под цвет декалей.
Некоторая маскировка кузова и три слоя красного через аэрограф, далее надо принять решение на счет тончайших золотых полос, их более вероятно стоит положить именно декалью.

Процесс нанесения декалей.
Для начала нанес декали «из коробки», кроме металлостикеров-шильдиков, они будут после лака. Декали Beemax мне всегда нравились, они неплохо тянуться и при этом не рвутся, имеют один недостаток - после лака видна ярко выраженная ступенька.

Вторым этапом нанес декали из набора дополнений – табачка Bastos.
Без нее ливрея выглядит пустой и неполноценной. Каждая декаль состоит из 2х частей, обрезал подложку между буквами на верхних, чтобы не добавлять лишней точечной толщины. Также задекалил три металлические плашки номеров. Отмечу, что одна из немногих раллийных автомобилей, на моем опыте, без декалей на зеркалах.

Модель в лаке.
Лак использовал свой любимый - 2х компонентный от фирмы Novol. В данном случае это лак UHS, то есть Ultra High Solid, что на простом языке значит «ультратвердый», его чуть сложнее матовать перед полировкой, но блеск и прочность покрытия он имеет очень высокую.

Следующий этап полировка, будет заключаться в матировании шкуркой 2500 зернистостью и мягкими дисками 3М - 3000 и 4000 зернистостями. На этом фото виден единственный минус декалей NuNu/Beemax - ощутимая ступенька после лака. Она, как и "апельсинка" будет убираться и заполировываться далее.

Кузов отполирован, использовал 3м губки и пасты Menzerna на 400-3000-3800. Благодаря очень удобной ступеньке, за которую Beemax огромное спасибо, делать шелкографию легко и приятно! В наборе она дается декалями, но в который раз предпочитаю ее накрашивать на наборах этой фирмы, также накрашены уплотнители с внешней стороны стекол.

И очередные примерки стекол на кузов.