Toyota ST165 WRC (1991) (обновление от 20.03.2016)

Тест-пилот – Роман Чиров aka Romic

Спортивная модель Celica компании Toyota неоднократно участвовала в различных ралли. Практически каждое поколение этого автомобиля служило базой для создания раллийной машины. В начале 80-х знаменитая Twin Cam Turbo боролась в легендарной группе «B», но после ряда тяжелых аварий в 1986 году раллийные монстры оказались под запретом. Федерация автоспорта разработала новый регламент, и самыми быстрыми машинами в ралли должны были стать автомобили, омологированные по группе «А».  Toyota в 1986 году выпускает новое поколение - Celica ST165. Это двухдверное купе, которое изначально разрабатывалось с прицелом на участие в Чемпионате Мира по ралли. Поэтому имелась полноприводная модификация с двухлитровым турбомотором, на базе которой строились спортивные машины.

ST165 дебютировала в Чемпионате в 1988 году. В 1989 году первые победы на этапах. В 1990 году машина показала свой настоящий потенциал выиграв Сафари, Акрополис, Новая Зеландия, 1000 Озер и Великобритания. Карлос Сайнс стал Чемпионом, а Toyota завоевала второе место в Кубке Конструкторов. В 1991 году Celica стала еще быстрее и надежнее, но слишком агрессивная езда Сайнса не позволила занять первое место в Чемпионате несмотря на победы в Португалии, Корсике, Новой Зеландии и Аргентине. В 1992 году на смену ST165 приходит новое поколение Celica в кузове ST185.

Модельные фирмы долго игнорировали раллийную версию Celica ST165, и даже японская Tamiya, имея в производстве гражданскую версию, не выпустила автомобиль группы «А». Studio27 некоторое время продавала транскит для постройки раллийной версии на базе Tamiya, но он давно стал раритетом и найти его трудно. Так же Narton делала смоляную модель в 1/24, но далеко не лучшего качества. И вот не так давно японская фирма Aoshima совместно с Beemax порадовали любителей ралли, выпустив полноценный пластиковый набор Toyota Celica GT-FOUR ST165. 

Первая версия набора представляет машину 1989 года ралли Австралия. Через некоторое время появилась версия 1991 года, победитель ралли Monte Carlo. На мой взгляд этот комплект более интересен, машина на асфальтовых широких колесах, с большой "люстрой" на капоте выглядит более агрессивно. Поэтому будем рассматривать именно этот вариант. 

Приятно оформленная коробка имеет необходимый для бережной упаковки деталей размер. Вспомним некоторые коробки Fujimi и Tamiya, когда, вытащив содержимое, сложить обратно литники без риска повреждений очень непросто. Большой жирный плюс! Внутри мы видим цветной лист со схемой нанесения декалей, хромированный литник с отражателями для оптики (еще один плюс!), 5 резиновых покрышек "слик", прозрачные детали, кузов в отдельном пакетике, большой пакет с литниками деталей шасси и салона, инструкция по сборке, маски для стекол (тоже плюс) и лист с декалями. К сожалению, декали не имеют табачной рекламы и карбоновых фрагментов для спинок сидений. Без покупки дополнений не обойтись. Можно так же приобрести дополнительно фототравление от Hobby Design. 

Рассмотрим более детально. 

Кузов - отливка хорошего качества, четкая расшивка, передний бампер дан отдельной деталью. Из минусов: отлитые на кузове замки капота и багажника. Так же вентиляционные лючки на крыше. После окраски эти детали будут еле различимы. Лючки на крыше как минимум потребуют доработку скрайбером, а замки необходимо срезать и использовать фототравленые.

Стекла - сделаны одной деталью и учитывая, что требуется красить черную рамку изнутри, отдельные стекла были бы предпочтительней. Стекла для оптики выглядят очень хорошо, за исключением дополнительных фар. Все шесть имеют одинаковые рассеиватели, что не совсем правильно. 

Детали салона и шасси. 

Интерьер проработан очень неплохо. Единственный недостаток - обивки дверей. Если бы это были отдельные детали, процесс окраски был бы намного проще. Днище имеет имитацию нижней части двигателя, и достаточно сильно упрощено. Задняя подвеска вообще какая-то фантазия, ничего общего не имеющая с оригиналом. Благо что на раллийной машине все закрыто защитами и это не сильно будет заметно.

Учитывая, что это вторая версия комплекта, порадовало что среди новых деталей оказался даже топливный бак, отличающийся от «австралийской» машины 1989 года.

Дальнейшие плюсы и минусы думаю будут выясняться в процессе сборки. Несколько беспокоит дорожный просвет и ширина колеи. Поскольку для асфальтовой версии это одни из основных параметров для общего восприятия модели, я попробую предварительно собрать ходовую часть и посмотреть, что получится. 

 

Обновление от 18.11.2015

Предварительная сборка шасси не составила труда, так как количество деталей минимальное. Беспокоил размер колесных дисков, казалось, что они слишком маленькие. Но на модели смотрятся вполне нормально и тянут на 16 дюймов. Кстати я сравнил диски с комплектом для гравийной Австралии, они одинаковые. Так что при сборке версии ралли Австралия придется искать замену, диски будут слишком большие.

Отдельно про тормоза. 

Производитель на мой взгляд перемудрил с конструкцией. Крутящиеся тормозные диски совершенно лишнее, их практически не видно из-за колес. Так же использовать травление не целесообразно, по той же причине. Если конечно модель не планируется со снятыми колесами. 

Дорожный просвет после сборки оказался то что нужно, а вот ширину колеи можно немного увеличить. С задними колесами так же не проблема сделать отрицательный угол развала при сборке. Не понравилось, как стоят передние колеса в арках. На фото реальных автомобилей заметен просвет между колесом и краем арки переднего крыла. Я думаю, что форма передней арки несколько не правильная. 

Придется сделать не сложные доработки. Дальше я подготовлю к окраске детали шасси. После сборки ходовой части займусь кузовом. 

 

Обновление от 02.12.2015

Детали ходовой части были загрунтованы и покрашены, все краски грунт и лаки использовал Mr.Color и Mr.Hobby. У этого производителя богатая линейка всевозможной химии, краски хорошо и быстро сохнут, поэтому в последнее время только ими и пользуюсь.

Из доработок были прорезаны сквозные отверстия в передней защите. Декали на колесных дисках и покрышках легли очень хорошо. Использовал Micro Sol для надежной фиксации, на покрышках декаль покрыта сверху матовым лаком. Для тормозных дисков использовал металайзер  chrom silver .  На днище для имитации тепловых экранов использовал фольгу.

Следующий этап - это сборка ходовой части, учитывая не большое количество деталей, это не составит труда. 

 

Обновление от 11.12.2015

Собрал ходовую часть. Все состыковалось без проблем, да и деталей там и десятка не наберется. Из доработок - высверлил отверстие в глушителе и немного отступил от инструкции, а именно приклеил намертво тормозные диски. Если следовать схеме сборки, тормозной диск зажимается между двумя половинами суппорта и имеет возможность вращаться. Но, во-первых, в таком варианте тормозной диск имеет ощутимый люфт, и во-вторых не вижу смысла в этом при таких закрытых колесных дисках. 

Что было сделано с кузовом: приклеен передний бампер и подшкурены места его стыковки с передними крыльями, прорезана расшивка, сделаны отверстия для крепления " люстры". И я немного изменил форму выреза арки на переднем крыле, сделав их более круглыми.  Кузов не потребовал каких-то работ со шпатлевкой, литье хорошего качества. Единственно, что очень тонкие стойки кузова требуют бережного отношения при подготовке к окраске. Я до последнего момента не отрезал заводские усиливающие перемычки. Дальше я загрунтовал кузов сначала тонким слоем серой грунтовкой Mr. Hobby и практически сразу слоем белой, тоже Mr. Hobby. 

И пока кузов сохнет я буду готовить части салона. 

 

Обновление от 22.01.2016

Перешел к подготовке салона.
Деталей не много, все стандартно. Собрал предварительно каркас, после покраски ванны салона, нанес декали под карбон на дверные обшивки. Сиденья задуты в черный полуматовый цвет (Gunze, C92), затем декали, имитирующие композитный материал (Scale Motorosport, 1324), после высыхания задул матовым лаком (Gunze, C182).
Не выдержал и удалил жуткие педали, сделал новые, использовав тонкий пластиковый профиль и фототравление для накладок. Топливный бак покрашен металайзером под алюминий (Gunze, MC218). После изготовления ремней безопасности можно будет собрать салон.

 

Кузов высох, и я начал процесс нанесения декалей. Решил первыми положить красные декали на заднюю панель, так как это самое сложное место. И тут возник неприятный сюрприз, декали на отрез отказывались ложиться на сложную поверхность. Разнообразная химия тоже не помогала, при этом декали начали трескаться, в результате пришлось перекрашивать кузов. Имея в наличии кит ралли Австралия, я решил попробовать взять декали с красным цветом из этого набора. Результат был лучше, но сложная задняя панель все равно не получилась хорошо. Эластичность у декалей отвратительная, и даже используя фен не обошлось без трещин, пришлось потом аккуратно подкрашивать проблемные места.
Так что совет: или сразу планируйте окраску в два цвета или покупайте альтернативные декали.

 

Кузов был покрыт слоем лака Mr. Color. После сушки будет полировка и окраска рамок в черный цвет, так же придется красить молдинги. Они даны декалями, но учитывая их качество, думаю положить аккуратно не получится.
И пока сохнет кузов я займусь сборкой салона.

 

Обновление от 03.02.2016

Продолжил сборку салона.
Сделал ремни безопасности на сиденьях - использовал фототравление от Beemax и материал Tuner Model Manufactory. Очень удобное травление, на клейкой пленке, не нужно отрезать перемычки для отделения деталей и потом подтачивать. Супер. Есть некоторые детали пряжек ремней, которые остались не использованы.
Так же фототравление использовано для подставок для ног пилота и штурмана. Собирал в таком порядке: приборная панель, задняя поперечина каркаса, топливный бак, сиденья и запасное колесо. Перед установкой запаски нужно примерить каркас безопасности, чтобы колесо не уперлось в верхнюю поперечину. Ремни сидений и запасного колеса закреплены к задней поперечине, и приклеенный сразу каркас усложнит монтаж.
В задней части салона есть достаточно крупная деталь, которую производитель игнорировал. Это АКБ под защитным кожухом.
Деталь простая, и ее самостоятельное изготовление не составит труда. В целом все собралось без проблем и на мой взгляд салон выглядит достаточно правдоподобно.

Обновление от 18.02.2016

Кузов был отполирован и покрашены уплотнители стекол в черный полуматовый. Молдинги решил сделать по инструкции - декалями. Так же декаль использована для ручек дверей. Выделил расшивку тамиевской Panel Line Accent Color.
Покрасил черные рамки на стеклах, в комплекте есть маски и это здорово упрощает процесс покраски. Стекло сделано одной деталью и достаточно толстое. Я примерял остекление к кузову перед покраской и выявил один недостаток: ванна стекла немного уже кузова. Но возможно при сборке получиться устранить щель, приклеив нижние боковые части стекла к кузову.
Дальше собрал оптику.
Отражатели сделаны хромированные и это дает отличный результат. Собрать фары не составило труда. Единственно, что пришлось клеить стекла на густой прозрачный лак, так как конструктивно не предусмотрены какие-либо выемки под стекла в отражателях. С задними фонарями немного перестарались: отражатель сделан с имитацией лампочек, хотя на оригинале задние фонари практически не прозрачные, и лампочки увидеть невозможно. Думаю, хорошим вариантом будет наклеить рифленую фольгу Model Factory Hiro на отражатель и затем уже стекло. Это устранит эффект прозрачности задних фонарей.
Стеклоочистители собрал, используя травленые детали. При этом я оставил нижнюю часть поводка из пластика. Для козырьков на нижних дополнительных фарах так же использовано фототравление.
Следующий этап будет установка стекол и готовой оптики на кузов и соединение с шасси.

 Обновление от 20.03.2016

Заключительная часть сборки не вызвала проблем. Были установлены дополнительные фары на бампер и капот. Я заранее сделал отверстия для креплений. В качестве креплений использовал смоляные заклепки. Колесные брызговики имелись в двух вариантах: пластиковые в комплекте и стальные в наборе фототравления. Мне не очень нравились эти варианты, и я использовал остатки материала для брызговиков из комплектов Хасегава. Замки на капот и багажник фототравление. Они собираются из двух деталей и придется повозиться что бы получить готовую деталь. Так же из комплекта фототравления заливная горловина бака.
Общее впечатление от модели: посредственная детализация ходовой части, ужасные декали, пропорции кузова далеки от идеала. В частности, мне не понравились передние колесные арки, приплюснутая крыша. Из положительных моментов: не плохое качество литья, хорошая стыковка деталей, прекрасная оптика.
Мои оценки модели:

  1. Копийность – 6 
  2. Деталировка – 7
  3. Качество – 7

Думаю, для постройки хорошей модели боевой ST165 необходимо соединить три модели: Beemax + тамиевскую гражданскую версию взять за основу для кузова + ST185 использовать как донор ходовой части. И обязательно использовать альтернативные декали, декали из Beemax доставят кучу проблем.
Надеюсь следующие модели тандема Beemax\Aoshima порадуют нас в большей степени. Во всяком случае при беглом осмотре нового кита TA64 группы «В» создается такое ощущение.