Toyota TA64 Celica (1985) (обновление от 26.11.2016)
Тест-пилот – Роман Чиров aka Romic
Начало 80-х годов - эра расцвета автоспорта. Богатые спонсоры, мощные моторы, легендарные пилоты. И это все не только в Формуле 1, в ралли появилась легендарная группа Б. Автомобили, специально построенные для ралли, не требовали выпуск большой партии дорожных машин для омологации, поэтому у конструкторов были полностью развязаны руки. Благодаря этому появились такие полноприводные монстры как Lancia Delta S4, Audi Quattro S1, Peugeot 205 T16. Toyota тоже построила автомобиль по требованиям группы Б – это была Celica TA64. Двигатель имел два распредвала и турбо нагнетатель, отсюда полное название машины Toyota Celica TA64 Twin-Cam Turbo.
Двигатель развивал 290 сил. Дебют состоялся в ралли 1000 озер в Финляндии. Молодой Юха Канкунен занял 6 место. Но в отличии от конкурентов, Celica не имела полного привода, ведущие колеса были задние. На европейских этапах ралли машина не могла конкурировать на равных. Но благодаря простой и надежной конструкции TA64 одержала 6 побед на сложных Африканских этапах, и получила прозвище "Королева Африки".
Модель в 1/24 долгое время была желанным приобретением для любителей ралли. Но имелась только очень редкая и безумно дорогая смоляная версия от Sakats . Несколько лет назад появился смоляной кит от Лука Каваччи, одного из участников Scuderia Italia Lab. Превосходно детализированная модель с двигателем и открывающимся багажником, но с посредственным качеством литья. И буквально в то же время французский Profil24 выпустил эту же машину. Но пластиковый кит отсутствовал.
В прошлом году BEEMAX ликвидировал этот пробел, и моделисты получили возможность купить относительно не дорогую модель легендарной машины.
Как всегда, отлично оформленная коробка, понятная схема сборки и красивая инструкция по нанесению декалей.
В коробке 5 литников, кузов, резиновые покрышки, металлостикеры для зеркал. Стекла сделаны отдельными деталями. Достаточно подробная ходовая часть, капот дан отдельной деталью, но при этом - полное отсутствие двигателя?! Думаю, этим упущением в ближайшем времени воспользуются фирмы, производящие афтомаркет. Кузов хорошо проработан и на первый взгляд достаточно точно воспроизводит оригинал. Машина в версии Сафари 1985 года, поэтому имеем большой кенгурятник, дополнительные фары и зубастые грунтовые покрышки. Очень надеюсь BEEMAX смог решить проблемы с качеством декалей. Предусмотрено фототравление, которое поставляется отдельно.
Будем надеяться, что при сборке не будет проблем и на выходе должна получиться очень достойная и долгожданная модель легендарного раллийного автомобиля.
Обновление от 27.04.2016
Итак, в руках долгожданная всеми модель. После внимательного осмотра содержимого коробки, сделал вывод что модель очень и очень достойная. Единственный минус - отсутствие двигателя. Хотя, очень похоже, что он либо планировался в комплекте, либо будет выпущен отдельно. На поддоне, который присутствует вместе с коробкой, отчетливо видны направляющие для приклейки блока. Капот отдельной деталью, радиаторы и проработанное подкапотное пространство просто обязывают иметь двигатель в этой модели.
Внимательно посмотрев детали из итальянского смоляного набора, написал Luca Cavicchi, изготовителю и разработчику этого комплекта. Так как мы общаемся с ним несколько лет, он с радостью согласился сделать для меня необходимые детали. Так что осталось дождаться посылку из Италии.
Я начал с днища и ходовой части. Поскольку Celica будет с мотором, то оставлять отлитую на днище часть выхлопной системы просто не солидно. Труба глушителя была удалена и с ней же коробка передач, отлитая на днище. Что бы получить полноценный тоннель под КПП достаточно приклеить нижнюю часть салона и обработать стыки. В итоге получаем нормальное днище, готовое под установку мотора с коробкой передач.
Задняя подвеска соответствует прототипу за исключением не совсем понятных пружин. Решил отрезать пластиковое подобие и заменить нормальными пружинами. Для этого в днище были подготовлены посадочные места.
Еще один момент который потребовал доработки - отсутствие нижней части порога кузова. Это легко исправляется приклейкой полосками из полистирола.
Пока едет двигатель буду готовить кузов для грунтования.
Обновление от 27.05.2016
Поскольку модель планируется с двигателем, потребовалось изготовить некоторые элементы подкапотного пространства. Растяжки между стойками крепления передней подвески, кожух и вентилятор охлаждения. Радиаторы из комплекта были доработаны с использованием деталей фототравления. На днище из тонкого полистирола сделал теплозащитный экран под глушителем. В дальнейшем на него будет наклеена фольга. Доработал усилители в задней части салона. Там должны быть отверстия. На кузове в районе спойлера на крышке багажника прорезал расшивку, про которую забыл производитель. Дальше детали были загрунтованы и покрашены в основные цвета. Черный, белый и серебро. Кузова для белых автомобилей я давно не крашу, а оставляю белый грунт. Тем самым нет необходимости убирать глянец с поверхности перед дальнейшим нанесением лака. Следующим этапом планирую сборку ходовой части и двигателя.
Обновление от 21.07.2016
Собрал двигатель. Блок отлит вместе с коробкой из смолы. Коллектора и некоторая навеска из белого металла. Из-за применения металла двигатель получается достаточно тяжелый. Но думаю с установкой проблем не возникнет, мотор идеально вписывается в моторный отсек модели. Примерить все детали сразу не получается, поэтому буду подгонять все части в процессе установки мотора. Провода сделал из силиконового шнура, он хорошо принимает нужную форму и клеится суперклеем.
После сборки двигателя наступил момент установки на шасси. Пришлось немного изменить крепления, но в остальном мотор вписался как родной. Потребовалось изготовить кожух вентилятора и обтянуть декалью под кевлар. После установки мотора поставил растяжки кузова.
Высоковольтные провода были сделаны из силиконового шнура и потом покрашены. Так же силиконовый шнур использовал для изготовления других шлангов и патрубков.
Параллельно начал наносить на кузов боевой раскрас. Помня проблемные декали у 165-ой Целики, долго сомневался использовать деки для красного цвета на кузове или заклеить, или покрасить. Решил все же попробовать, и взял для эксперимента самую большую и сложную декаль красного цвета, идущую на крышу и задние стойки. И не ошибся! Декали превосходного качества! Очень тонкие и прочные, отлично ложатся на сложные поверхности, правильная геометрия, хорошо переносят контакт с химией. Однозначно можно смело использовать и при этом еще получить удовольствие от процесса. Как всегда, под лак будут только основные элементы раскраски. Все мелкие надписи, таблички и стартовые номера будут после лака.
После нескольких дней просушки декалей можно будет покрыть кузов лаком.
Обновление от 14.09.2016
Собрал окончательно подвеску, там все достаточно просто. Из доделок - установил задние пружины на правильные места. Пружины на раллийной версии одеты на амортизатор, то есть сзади, как и спереди установлены стойки. Пружина навита из подходящей по диаметру мягкой проволоки. Так как средняя часть глушителя была отлита на днище и удалена, сделал новую среднюю часть.
Начал делать салон, установлены фототравленые подставки, рычаг КПП и ручник.
Кузов покрыт слоем лака. Старался класть очень тонкий слой, что бы не было эффекта что машина под лаком. В результате присутствует шагрень, которую придется убирать полировкой. Лак использовал Mr. Hobby.
Обновление от 24.10.2016
Решил, что нужно примерить кузов и шасси, так как установлен двигатель, нужно было проверить как закроется капот. Собрал переднюю решетку с фарами.
Стекла сделаны отдельными деталями, что несомненно правильней, чем привычная ванна остекления, устанавливаются в проемы с наружной стороны кузова. С боковых проблем не возникло, все четко встает в посадочные места. А вот заднее и главное лобовое пришлось подгонять под проемы. Очень жаль, что в комплекте отсутствуют маски для стекол. Задняя оптика сделана практически прозрачной что не соответствует действительности. Пришлось красить клирами в несколько слоев что бы немного скрыть просвечивающие отражатели.
Обновление от 08.11.2016
Закончил нанесение декалей на кузов, там все обошлось бес проблем, декали отличного качества, все попадает на свои места. Подготовил части для сборки салона. Сиденья задуты в черный матовый, затем декали под карбон, потом матовый лак, а ремни из комплекта фототравления. Не понравились декали для приборной панели: циферблаты даны одной частью с прозрачным фоном, поэтому вырезал каждый прибор отдельно. С приборной панелью вообще в ките не доработка, она состоит из двух частей и собрать заранее в одну деталь нельзя, через нее проходит каркас безопасности, поэтому при стыковке остается ужасная щель на самом видном месте. Пришлось импровизировать с бархатной самоклейкой. После окончательной сборки кузова и шасси остается доделать мелкие наружные элементы.
Обновление от 26.11.2016
После стыковки кузова и днища остается установить различные мелочи.
Подготовил переднюю и заднюю защитные дуги. В передней доработал буксировочные крюки, удалив пластиковые отливки и согнул новые проушины из проволоки. В дальнейшем через проушины будет проходить буксировочный трос.
Щетки стеклоочистителей дублируют пластиковые детали в фототравлении. Но если сделать полностью травленые щетки - капот перестает прилегать в районе лобового стекла, слишком толстые получаются поводки. Я использовал комбинированный вариант - пластиковые поводки стеклоочистителей и травленые щетки. Вообще фототравление на мой взгляд несколько бестолковое, многие детали очень мелкие и собираются из нескольких частей. Травление очень тонкое и не имеет достаточной жесткости. Замки капота и багажника я так и не смог собрать из двух половинок.
Модель от Beemax выглядит вполне достойно, основные пропорции соответствуют прототипу и украсит любую коллекцию. Тем более что автомобили легендарной группы «В» всегда желанны у любителей ралли. Но все же по качеству кит не дотягивает до Tamiya, нет той четкости и легкости сборки.
Копийность - 8
Деталировка- 6
Качество - 7