Ford GT40 Mk.II (1966) Le Mans #1

Тест-пилот – Владимир Рыжов

1 ноября 1918 года в английском городке Саттон Колдфилд, что в графстве Уорикшир, родился Кеннет Генри Джей Майлз. Автомобили интересовали его с самого детства, с отцом они постоянно собирали и разбирали различную технику у себя в гараже, поэтому в 15 лет Кен бросил школу и устроился в легендарную фирму Wolseley Motors, глава компании Герберт Остин видя трудолюбие и ответственность парня, отправил его в техническую школу для получения знаний в области конструирования автомобилей. Заработанные деньги Кеннет тратил на участие в мотоциклетных гонках на собранных и доработанных своими руками Trials Special Triumph и Salmson, а также на покупку своего первого автомобиля – Austin 7 по прозвищу «Нелли», который был доработан и перекрашен в популярный на то время цвет British Racing Green.
В 1939 году Майлз попал в резерв Британской Армии, где отслужил 7 лет на должности механика: в 1942 году получил звание старшего сержанта, а через 2 года был переведен в танковую часть, участвовал в высадке в Нормандии и в освобождении нацистского концентрационного лагеря Берген-Бельзен.
После демобилизации в 1946 году Майлз сразу вступил в ряды Vintage Sports Car Club и принял участие в местных гонках, получив прозвище «Ястреб» за свой большой нос. Под его управлением были различные автомобили: и Bugatti T35, и Alfa Romeo Monza, и Frazer Nash с самостоятельно установленным двигателем Ford Flathead V8. Проблемой Майлза в гонках был возраст, так как свои лучшие годы он провел в армии, а сейчас ему приходилось выгрызать победы усилием воли и уверенностью в своих силах.
В 1951 году Кен с женой Молли и сыном Питером переезжают в США и селятся в городе Лос-Анжелес. Англичанин продолжает участвовать в гонках, теперь за рулем уже усовершенствованного MG TD, назвав свой болид «Flying Shingle», и за два года под эгидой Sports Car Club of America выигрывает 14 гонок. Уже в 1955 году Майлз дебютировал в гонке на выносливость 24 часа Ле-Мана c напарником Джоном Локетти за команду MG Cars Ltd. за рулем автомобиля MG EX.182, заняв по итогу 12 место (пятое в своем классе – S 1.5) и отстав от победителя Майка Хоторна и Айвора Буеба (Jaguar D-Type) на 58 кругов.
В 1957 году разработал свой новый автомобиль под названием «Pooper», соединив трансмиссию и двигатель от Porsche 550S с шасси от Austin Mini Cooper для выступлений в гонках класса «F Modified SCCA», с 1958 по 1963 года Кен принял участие в 44 гонках, из которых выиграл 38, получил прозвище «Тедди Чайный пакетик» (Teddy Teabag) из-за своей любви к чаю, а еще «Боковой прикус» (Sidebite) из-за своей манеры говорить краем рта.
В начале 60-х годов Кэрролл Шелби, заметив отличные результаты англичанина, приглашает Майлза в свою компанию Shelby American Inc, которая занималась тюнингом и подготовкой специальных версий гражданских автомобилей, также имела собственную гоночную команду. Кен Майлз, которому было трудно ужиться в различных командах из-за своего сложно характера, когда он говорил все в лоб бестактно и с сарказмом, смог сработаться с Шелби, и они даже стали друзьями. За время работы в компании Кен помог разработать автомобиль Shelby Cobra, доработать гоночную версию Cobra 289 (Mk.II), в т.ч. Daytona Coupe и 427 Cobra (Mk.III).

Разработка автомобиля Ford GT40 началась с годичного сотрудничества с Эриком Бродли, главы автоспортивной фирмы «Lola Cars», найма Джона Уайера, бывшего менеджера команды Aston Martin, и покупки двух болидов Lola Mk6, которые принимали участие в гонке на выносливость 24 часа Ле-Мана в 1963 году. Команда во главе Харли Коппа, главного инженера компании Ford, начала разработку нового гоночного автомобиля на заводе Lola в г. Бромли (Великобритания), а затем переехала в г. Слау, что рядом с аэропортом Хитроу. В 1963 году компания Ford основала дочернюю фирму Ford Advanced Vehicles (FAV) Ltd., у руля проекта поставили Джона Уайера. Первое построенное шасси было представлено 1 апреля 1964 года – Ford GT (Grand Touring) под номером GT/101, над шасси работала компания Abbey Panels of Coventry, а над кузовом – Fiber Glass Engineering Ltd.
Первое участие в гонках произошло в мае 1964 года на трассе 1000 км в Нюрбургринге, но из-за отказа подвески автомобиль сошел с дистанции, также как и во время участия в гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана в этом же году, два экипажа сошли из-за поломки КПП и один из-за пожара. После таких неудач проект был передан в руки Кэрролла Шелби, единственному американцу, выигрывавшему в Ле-Мане (1959), с этого момента к доработке Ford GT40 стал причастен Кен Майлз. В результате многочисленных испытаний и доводок гоночного автомобиля, пришли и результаты: Майлз-Руби выиграли гонку 2000 км Дейтоны в феврале 1965 года, а уже Майлз-МакЛарен заняли первое место в своем классе (P+5.0) в гонке 12 часов Себринга 1965 года.
Были и неудачные старты, как вторая попытка выиграть 24 часа Ле-Мана в 1965 году, она провалилась из-за отказа техники: Ford GT40 под №1 (Майлз-МакЛарен) сошел из-за сломанной КПП через 4 часа после начала гонки, а №2 (Эймон-Хилл) из-за поломки сцепления на 7 часу.
Но нас интересует шасси под №1015, которое за свою историю приняло участие в четырех гонках на выносливость: 24 часах Дейтоны и 24 часах Ле-Мана в 1966-67 годах.

В сентябре 1965 года два шасси №1015 и №1016 были доставлены из г. Слау в г. Энтерпрайз, что в долине Лас-Вегас штата Небраска, для подготовки к их первой гонке – 24 часа Дейтоны, которая должна была пройти в феврале 1966 года. На болидах были заменены двигатели, вместо Fairlane «289» объемом 4,7 литра был установлен новый 7-литровый «427», но из-за его тяжести пришлось доработать КПП – вместо пятиступенчатой ZF, была установлена четырёхступенчатая T44 разработанная Kar Kraft. Была изменена также передняя часть кузова для устранения ее подъема на высоких скоростях, а также установлены гоночные колеса Halibrand. В задней части кузова были монтированы дополнительные воздухозаборники для охлаждения двигателя, учитывая опыт участия в гонках текущего года.
Именно шасси №1015 принесло первую победу автомобилю GT40 с новым 7-литовым двигателем V8 FE, произошло это на трассе Daytona International Speedway, где гонка в первый раз проводилась в новом 24 часовом формате как в Ле-Мане. Автомобиль под №98 в белом цвете с синими полосами и черным носом под управлением Кена Майлза и Ллойда Руби опередил на 8 кругов напарников по команде №97 (Дэн Герни / Джерри Грант), которые стали вторыми.

По возвращению из Флориды на базу, шасси было доработано установкой двигателя с сухим картером и испытано Майлзом на автодроме Риверсайд для участия в следующей гонке – 12 часов Себринга, но экипаж был пересажен на Ford GT-X1. Шасси также пропустила весенние тестовые заезды во Франции в Ле-Мане, но по ней продолжалась модернизация – улучшены прочность подвески, звукоизоляция кабины, охлаждение топливного насоса для избавления от паровых пробок. Заключительные тесты были проведены в конце мая на Риверсайде перед полетом в Европу и шасси было перекрашено в голубой цвет, его хотели передать для участия в Ле-Мане другой команде - Alan Mann Racing, но им в последний момент достались шасси - XGT-1 и XGT-2.
А в июне состоялась та знаменитая гонка, где Ford GT40 победили Ferrari 330P3 на французской трассе Сарта, о которой с разной степенью достоверности режиссёр Джеймс Мэнголд с актерами Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном снял фильм «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari, 2019) и где шасси под №1015 заняло второе место под управлением Кена Майлза и Денни Халма.

Через 2 месяца после этой гонки, а именно 17 августа на трассе Riverside International Raceway погиб Кен Майлз, потеряв управление за рулем Ford J-car (прототип Mk IV). Болид вылетел с трассы в конце скоростной прямой из-за плохой аэродинамики - отсутствия каких-либо антикрыльев и избыточной подъемной силы, автомобиль вылетел с трассы, загорелся и разрушился. Слухи о плохой аэродинамике были опровергнуты отделом Форд по связи с общественностью, они намекнули, что Майлз в свои 48 лет был, возможно, слишком стар для быстрой гоночной машины. Подобная риторика в обвинении водителя была уже опробована на инцидентах, когда Боб Маклин погиб на Ford GT40 (#1000) в гонке 12 часов Себринга в марте 1966 года и на гибели Уолта Хансгена на прототипе Ford Mk.II (#1010) во время тестовых заездов в Ле-Мане в апреле 1966 года.
Кен Майлз был похоронен в аббатстве Псалмов в штате Калифорнии, а в 2001 году был посмертно занесен в Зал Славы автоспорта Америки.
Осенью 1966 года шасси #1015 участвовало также и в рекламных кампаниях, первая была 2 ноября на Гран-При США Формулы 1 на трассе Уоткинс-Глен под №10, где оно было выкрашено в красный цвет с серебряными полосами, а вторая, 30 ноября на презентации нового автомобиля Mercury Cougar.
Во время подготовки к новому сезону 1967 года, при производстве первичных валов для трансмиссии Mk.II допустили ошибку в термообработке, в результате чего в первой гонке сезона – 24 часа Дейтоны сошли с трассы пять Mk.II из шести стартовавших, в том числе и наше шасси №1015 в синем цвете под управлением австралийца Фрэнк Гардинер и американца Ронни Бакнем. Гонку назвали «Месть Коммендаторе», так как первые три места на американской трассе заняли итальянские автомобили Ferrari, повторив одновременный финиш трех болидов Ford как в прошлогоднем Ле-Мане. Победителем стала Ferrari 330 P3/4 под №23, за рулем которой были итальянец Лоренцо Бандини и новозеландец Крис Эймон.
После этой гонки Mk.II срочно получила модификацию до версии «В»: были переработаны структура кузова и сдвоенные карбюраторы Holley, давший дополнительные 15 л.с.

А последняя гонка автомобиля Mk.IIB #1015, перекрашенного уже в белый цвет, прошла во Франции на трассе Сарта – 24 часа Ле-Мана, наше шасси отдали команде «Ford France» и под №6 выступили французы Жо Шлессер и Ги Лижье, которые квалифицировались на 14-ом месте. Инцидент с тремя Фордами произошел около 4 часов утра, когда Марио Андретти на своем Ford GT40 Mk.IV (№3) выехал из боксов, как оказалось с неправильно установленными тормозными колодками, проигнорировав жалобы своего напарника Люсьена Бьянки, которого он сменил, в итоге Марио разбил автомобиль в первой же «эске» когда попытался жестко затормозить. Следом шли два других Ford GT40 MK.IIB Шлессера (№6) и МакКласки (№5), они попытались избежать столкновения с разбитым Фордом и попытались остаться на трассе, но ни у американца, ни у француза это не получилось, они также разбили свои автомобили об отбойники.

После гонки поврежденный автомобиль был перевезен обратно в США, восстановлен на заводе Shelby American Inc. и перевезён в музее Holman & Moody, позже продан в частную коллекцию.

MENG Мир Моделей

We would like to express our deepest gratitude for the provided Ford GT40 Mk.II’66 scale model! The model is being assembled within the Toy Gear (Russian Online-magazine http://www.toygear.ru/) project. The magazine publishes articles on the civil and sports car industry history, promotes the scale model community, encourages the scale modelling technology secret and experience exchange, as well as advertises the manufacturers who provide various kinds of materials for assembly.
Due to their size, 1/12 scale models allow for detailing every square centimeter, and therefore, the preparation, the process of assembly itself, as well as the modeler skill require much more time and perseverance, in contrast to the smaller scale.
The process is in full swing, although unfortunately, everyday life does not allow for full immersion in the assembly process. However, we endeavor to complete the task, so as not to let down the Meng company who entrusted us with the Ford GT40 Mk.II’66 scale model.

Любителей автоспорта, моделистов и просто интересующихся читателей категорически приветствую!
Набор от китайской компании Meng Model – Ford GT40 Mk.II 1966 в 12-ом масштабе. Коробка крупного размера. Все что лежит внутри не меньше, что вызывает удивление у человека, который ни разу не сталкивался с таким масштабом.

Модель предоставлена официальным представителем MENG, компанией "Мир Моделей", адреса филиалов:
г. Москва, м. Красные ворота, Хоромный тупик 2/6
тел: +7 (991) 710-70-69
www.m-models.msk.ru
г. Санкт-Петербург, ул. Гражданская, 8
тел: 8 (921) 422-35-36
www.mirmodspb.ru
г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 14
тел: 8 (903) 086-60-26
www.m-models.ru
г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 153
(метро Заельцовская)
тел: 8 (953) 886-33-67
www.mirmodnov.ru
г. Пермь, ул. Екатерининская, 98
тел: 8 (952) 664-45-00
www.m-models.ru

В коробке 12 основных литников разного цвета. Два черных литника, четыре серых/серебряных, три белых и два "гибких", содержащие шланги, кабели, гибкие части подвески и гоночные кресла. Пакет с винтами, металлическими втулками, пружинами и отверткой – последняя крупного размера в сравнении с «тамиевскими» в мотоциклах, однако без магнитного наконечника. Все очень крупное, в отличие от тех же мотоциклов аналогичного масштаба детали автомобиля в разы больше превышают размеры самих деталей и площадь окрашиваемых поверхностей.

Пластиковые модели от компании Meng Model приходилось собирать, только бронетехнику, лично у меня наборы от данного производителя оставили только положительные впечатления – отливка безупречная, детализация на высоком уровне, стыковка деталей не хуже, приятный пластик по тактильным ощущениям и обработке, у самих моделей после сборки много подвижных элементов, обязательно в комплекте фототравление, отличные декали, у которых при правильной приварки полностью растворяется подложка, внятная четкая инструкция с предысторией о прототипе на нескольких языках, включая русский.

Инструкция к Форду не оказалась исключением, приятно увидеть русский текст, который будет присутствовать до самого конца. Сама же она исполнена книжкой, иллюстрации четкие, цветные, в некоторых моментах присутствуют схемы в разрезах (как должна устанавливаться та или иная деталь, если её загораживает другой элемент), простроена логистика. Есть существенный недостаток для нас, как автомоделистов – это отсутствие перечня красок на нитро основе от Tamiya, либо Mr.Hobby, а также красок от Gravity Colors и Zero Paints, к слову, последние старательно выпустили гамму базовых цветов, которыми красились прототипы.

Пластик приятен на ощупь, очень мало следов от толкателей, если и присутствуют, то не глубокие, либо незначительно выступают над поверхностью; облоя нет от слова вовсе; стыки пресс форм присутствуют в небольшом количестве и небольших размеров.

К примеру, колесные диски, рельеф которых довольно сложен, однако такого качества отливки могут и должны позавидовать ведущие компании по производству пластиковых моделей, шины тоже не исключение.

Хромовый литник изумительный по качеству исполнения, очень жаль, что с некоторых деталей придется смывать такую зеркальную поверхность.

Прозрачные литники аналогичного качества, помимо этого производитель позаботился о цветных стекляшках, что не может не радовать.

Не очень порадовал пластик черного цвета не в отношении качества отливки и детализации, а в отношении следующих моментов: не взаимодействует с модельным клеем; при обработке крошится с образованием мелкодисперсной пыли, которая забивается во все возможные участки других деталек, кожу рук, окружающие предметы, которые трогаешь этими руками; более хрупкий.

Набор относится к тематике «Snap-Kit». Сборка действительно осуществима без клея, все собирается за счет крепления винтов, либо за счет пазов и защелок.

В нескольких моментах пришлось отступить от данного принципа – некоторые элементы необходимо склеить между собою (пример передняя часть автомобиля, где производитель отделил нижнюю часть от основной в угоду более удобной сборки).

Первое впечатление от набора положительное, немного настораживают размеры и объем работ, однако глаза бояться, а руки делают, поэтому просто приступим и будем делать, ведь именно процесс и конечный результат вызывает у нас удовольствие под названием моделизм!