BMW M3 E30 (1991) (обновление от 03.12.2018)
Тест-пилот – Black Stig
Сезон 1991 года прошел под флагом Франка Била (Германия) и его Audi V8 Quattro за команду Audi Zentrum Reutlingen, десять подиумов среди которых было 6 побед Франку позволили взять Чемпионство, а Ауди защитить прошлогодний титул. Достойное соперничество Франку оказал Клаус Людвиг на Mercedes 190E 2.5-16 Evo2, а третьим стал Ханс-Йоахим Штук на Audi V8 Quattro.
Также этот Чемпионат примечателен тем, что в нем дебютировал Михаэль Шумахер на 6 и 7 этапах Норисринг и Дипхольц, правда не показав хороших результатов, перешел в Формулу 1, дебютировав там на Гран-При Бельгии.
Если говорить об успехах участия BMW, то лучшим гонщиком стал Джонни Чекотто (Schnitzer Motorsport) - четвертое место по итогам года. Чуть хуже выступил Стив Сопер, третьим по результативности стал Иоахим Винкельхок (Schnitzer Motorsport), выигравший в немецком Вунсторфе. Остановимся на одном из пилотов BMW M3 Sport Evolution - Стив Сопер, английский автопилот, в сезоне 1991 года выступавший под номером 11 за команду Bigazziу. По итогам Чемпионата занял 5-ое место, одержав 4 победы (на немецких Хоккенхаймринге и Дипхольц, а также в чешском Брно), и поднявшись на подиум также 4 раза.
Фирма Beemax предоставила нам всем долгожданную возможность собрать правильную модель культовой BMW M3 E30 в гоночной DTM-версии 1991 года, декали в наборе предлагают собрать версии двух пилотов - Стива Сопера и Джонни Чекотто.
Решил, что буду собирать машину англичанина, под номером 11.
Для начала вашему вниманию - краткий обзор содержимого коробки от Beemax.
Сама коробка с красивым боксартом.
Кузов, замки капота и багажника отлиты на самом кузове
Литник с капотом и передним грилем, щели в гриле сквозные, но с облоем в щелях, поэтому в дальнейшем пришлось его убрать, открыв нормально щели.
Следующий литник. Классный выхлопной тракт и классное гоночное сиденье, имеющая фактуру с обеих сторон, амортизаторы с весьма неплохими "пружинами".
Замечательно отлитые колёса с гайкой посередине
Великолепный хром, изъянов я не нашёл, отражатели фар и фонарей с таким хромом на готовой модели заставят их сиять. Ноздри тоже даны в хроме, облоя нет, можно смело использовать эту деталь, не уничтожая хром-покрытие.
Литник со стеклом. Насечка на фарах и фонарях выше всяких похвал, о самом остеклении и его рамках можно сказать тоже самое.
Детали салона и каркас безопасности. Карты дверей весьма простые, ручки и открывашки не похожи на настоящие, но сама ванна салона полностью похожа на оригинал.
Следующий литник. Двигателя в наборе нет, поэтому довольствоваться придётся лишь имитацией нижних частей двигателя и КПП на днище. Бензобак отсутствует, вместо него какой-то непонятный баллон и фильтр, зато нам даны шикарные тормозные диски, имеющие фактуру с обеих сторон (то, что чаще всего не делает Аошима).
Слики, классная сетка и втулки для колёс.
Очень круто напечатанная картинка машины Сопера под номером 11, которую мы и будем делать.
Декали, кружки из золотой фольги и два значка BMW, которые совершенно внезапно (!) оказались шикарными цветными металлостикерами. Кстати, кевларовой декали для задника сиденья в наборе нет, поэтому озаботьтесь о ней заранее. Фрагмент кевлара на фото заботливо положил в набор наш продюсер.
Ну и инструкция.
Также Beemax предлагает набор весьма недурных дополнений, среди них мою особенную радость вызвала фурнитура гоночных ремней. Причём, инструкции использования этого набора тут нет, всё уже изложено в основной инструкции к самой модели - вот за это отдельное спасибо, это невероятно удобно!
Что ещё сказать? К сборке!
Обновление от 09.09.2017
Загрунтовал и покрасил все детали, в основные цвета, не став фотографировать этот и так понятный процесс. Рассмотрим поближе, что получилось.
Днище – расширил подкрылки (что оказалось совсем не обязательно, ибо колёса закрывают собой всю арку и щелей не видно) и задний пол полосками пластика. Далее белый грунт, белая краска, лак, потом маскировка и покраска выделенных областей другими цветами, пришлось слегка повозиться. Ну и подзагрязнил всё смоуком, дунув им из аэрографа на всё днище, но на фото эта тонировка плохо видна.
Бака у днища не оказалось, что странно, решил сделать. До покраски прямо на днище вылепил половинки бака из двухкомпонентной смолы-пластилина из автомагазина и после затвердевания снял их. Слегка обработал, покрасил в чёрный, наклеил кевларовые декали и покрыл лаком. Хомуты-ремни, держащие баки – это полоска чёрной изоленты снизу и полоска по уже из металлоскоча.
Выхлопная труба с глушителями. Покрашена металликами, затем оттонирована клирами – синим и красным, всё из аэрографа. На фото видны шероховатости, в живую выглядит волшебно.
Далее несколько деталей днища, на которых я постарался передать разницу фактур различных участков с помощью матовой и полуматовой краски и сухой кисти с краской Dark Iron от Mr. Metal Color, особенно постаравшись чтобы пластиковые детали днища выглядели как пластиковые, а металлические чёрные – как металлические.
С амортизаторами не стал мудрить, пружины совершенно не видно, поэтому покрасил просто аэрографом, без переделок.
Тормозные диски с травленными бимаксовскими накладками, очень полезные и красивые детали набора дополнений.
Колёса в боди-колор и при помощи маскировки окрашенные гайки колёс, краска Super Iron от Mr. Color super metallic – потрясающая краска, выглядит словно настоящий металл. Центр гайки залит чёрным матовым тамиевским акрилом.
Что ещё нужно Стигу для счастья? Только комплект поношенных сликов.
Колёса и тормозные диски.
Групповое фото всех деталей подвески.
В сборе. У модели есть рулевая рейка и поворотный механизм, как и полагается, но не спешите радоваться, колёсам абсолютно некуда поворачиваться.
Обновление от 14.10.2017
Основание салона – белый грунт, белая краска, лак и три детали окрашены в чёрный матовый, при помощи маскировки.
Детали каркаса безопасности – в белый грунт и белую краску, чёрные «подушки» - изолента.
Боковины салона Beemax дал совсем простыми, тут нет ручек дверей и открывания окон. «Вёсла» совсем не видно из-под боковой балки каркаса, а вот полноценную ручку дверей я сделать поленился, но, чтобы Стигу было за что ухватиться, чтобы закрыть дверь – приклеил ремешок из ткани ремней безопасности от МФХ – на каких-то фото я такое видел. «Ткань» обивки – карбоновая декаль, что получилось очень похоже на оригинал.
Приборка, добавил травленные педали из запасов. Руль, на нём травленые головки болтов из запасов.
Всякая мелочь. Деталь с двумя рычагами – из семи травленых деталей из Бимаксовского набора – весьма неплохо выглядит, гораздо лучше, чем пластиковая из набора.
Огнетушитель, хомуты из набора родного травления, очень клёвые. Кстати, еле их надел на баллон.
Сиденье Recaro и кевларовая декаль сзади.
Основание салона с клетушкой, просто приставил друг к другу, по план сборки клетушка ставится в конце.
Групповое фото деталей салона.
Начинаем собирать салон — вот так и символически прокидываем основные кабели. На полу у водителя – коврик из того же материала гоночных ремней от МФХ, из которого сделаны ремешки-ручки на дверных картах, материал самоклеющийся. А на задней стенке салона за водителем – травленые ячейки для монтажа гоночных ремней – из того же набора МФХ.
Сиденье Recaro с ремнями безопасности, материал и фурнитура – классные, выглядит очень хорошо, но очень уж толстый. Отвратительно клеится суперклеем и неожиданно круто клеится на Микроликвитейп, им и склеены ремни. На концах ремней за спиной, на крючках вы можете видеть замки-штыри для окончательного монтажа гоночных ремней в личинки на задней стенке салона за водителем – они из того же набора гоночных ремней от МФХ. Beemax этот момент не дал в своём наборе дополнений, они предлагали просто клеить свои травленые крючки на заднюю стенку салона. В общем-то можно и так, если нет дополнительной фурнитуры как у меня, ничего страшного.
Далее – ставим сиденье, но пока не монтируем ремни на заднюю стенку, затем ставим клетушку-каркас и сейчас монтируем ремни на заднюю стенку салона – втыкаем наши крюки в личинки, с обратной стороны просто загибаем штырь и готово.
Стиг производит приёмку внутренней части машины.
Обновление от 19.11.2017
А с кузовом у нас вот так.
Детали покрыты белым грунтом, белой краской, затем декали и после – лак. Всё отполировано.
Морда как настоящая. Вообще оптика в этой модели – потрясающая.
На капоте протёр при полировке край, как назло в самом месте, где голубая краска, её трудно воссоздать покраской. Вышел из положения хитро – с обеих сторон замаскировал и покрасил в чёрный матовый тоненькую полоску, что-то типа уплотнителя капота.
Далее – мелочь пузатая на кузов. Травленый дворник на ножке от пластикового дворника из набора – очень хорош. На топливозаправочном колодце – травленые головки болтов, такие же, как и на руле. Расставил на глаз.
Великолепная задняя оптика, словно огонь и передние противотуманные фонари, окрашены тамиевскими акриловыми клирами.
Ещё кое-что, за что нужно пожать руку товарищам из Beemax – это стёкла. Всё остекление дано отдельными частями и клеится снаружи в абсолютно чёткие пазы. Клеить на Микроликвитейп, но, если его нет – на пару капель суперклея, в середине и по краям. Так называемая шелкография и рамки-уплотнители стёкол Бимакс дал зачем-то декалями, я всё покрасил чёрной матовой краской, при помощи маскировки, аэрографом. Боковые стёкла – снаружи, так как это – рамки окон, а заднее и лобовое – изнутри, так как это – шелкография. А вот оранжевые декали с надписями – перевёл снаружи, они превосходно приклеиваются на гладкий пластик и держатся на нём, так что можно не переживать.
Ещё немного кузова.
Заметил в некоторых других ВИПах и на готовых моделях БМВ М3 других моделистов, найденные в сети, что не окрашивают в чёрный цвет среднюю стойку кузова и края оконного проёма, особенно изнутри, дескать этого не будет видно из-за вклеиваемого снаружи стекла. Так вот, будут видны неуместные белые полосы, и снаружи, и внутри.
Поэтому, повозившись немного с маскировкой, я покрасил эти области в чёрный.
Как же без группового фото перед женитьбой? Тем более Стигу уже порядком надоел этот бардак.
План женитьбы я распределил следующим образом. Прежде всего перед женитьбой нужно приклеить боковые стекла. Намазывать Микроликвитейпом рекомендую только верхнюю область установочного паза и среднюю стойку сверху вниз до середины. На второй половине нужно оставить каплю суперклея и сразу смонтировать стекло на место. Это позволит достичь максимального эффекта. Затем задняя и передняя оптика.
После этого надеваем кузов на основу.
После этого остальное собирается в такой последовательности – задний бампер, передний бампер, лобовое стекло, дворник, заднее стекло, капот. Вишенка на торте – шикарная антенна из дополнений Beemax на крышу. Забыл ещё одно – чёрную матовую губу под передний бампер.
Почему в такой последовательности? Да просто удобно при финальной сборке оставшихся деталей брать модель за проёмы – лобового и заднего стекла и подкапотная пустота, дабы не залапывать натёртую воском модель.
Лобовое и заднее стекла клеятся на Микроликвитейп, можно мазать по всему периметру установочного паза, если его нет – на пару капель суперклея по краям. Стёкла встают как родные.
Обновление от 03.12.2018
Новая игрушка для Стига – готова.
Оценка набора.
Находясь под впечатлением от набора и готовой модели, могу ошибаться, но скажу, что как мне кажется я такого крепко сбитого, идеально сделанного в инженерном смысле набора – ещё не собирал. Все детали – одна к одной, будто там и были, стёкла снаружи, их установочные пазы, идеальная оптика, превосходные декали и ничего лишнего. К единственным минусам можно записать то, что у модели есть рулевая рейка и поворотный механизм, но колёсам некуда поворачиваться в своих арках, но я не буду. Можно было бы поставить 20 баллов по каждому пункту – это был бы тот набор, по которому поставил бы. И в конце один совет тем, кто будет собирать такую модель – сточите пластик в колёсных арках на кузове изнутри, чтобы кромка была тонкая заострённая, а не П-образная – это добавит ещё больше аутентичности.
Оценка по всем пунктам – 10 баллов.