Yamaha YZR-M1 (2017) Dutch TT (обновление от 08.04.2021)

Тест-пилот - Владимир Рыжов

Извечная борьба двух японских «монстров»– Honda и Yamaha не стихает до сих пор, с изменениями регламента в 2002 году и введением нового класса MotoGP вместо 500сс, в котором двигателям от трех до шести цилиндров разрешили увеличить объем до 990 см3. В команде Yamaha решились на разработку стандартного двигателя V4, в то время как Honda на «экзотический» V5.
Yamaha приготовили следующее поколение гоночного мотоцикла YZR-M1 (Mission One, в переводе «Миссия один»), построив на базе предыдущего поколения YZR500. До изменения регламента технический отдел во главе с Масахико Накадзимой провел работу над поиском идеального варианта двигателя исследуя свои версии мотоциклов: дорожную YZF-R1 и YZF-R7 из Superbike World Championship. Разработкой нового двигателя занялся дизайнер Масаказу Шиохара, в его резюме значатся двигатели для YZR500 (0W20) сезона 1973 года и для версии OW61 (1982) с новой рамой Deltabox, а также двигатели для YZR250 и кроссового YZM400F. Выбор был сделан в пользу четырехтактного V4 из-за меньшего веса, чем у V5 и V6, а также возможностью использовать полученный опыт в разработке двигателей для гражданских версий R1 и R6. Первая версия мотоцикла получила обозначение 0WM1, в 2001 году эту версию в Муджелло на первых европейских трехдневных тестах пилотировали: чемпион Superbike Джон Коцински, пилот заводской команды Макс Бьяджи, а также два японских пилота Кеджи Нанба и Норихико Фудживара, после тестов на трассах Фукурои, Сепаг и Филлип-Айленд. Мотоцикл оснащался двигателем с электронным блоком управления с пятью клапанами на один цилиндр, объем составил 942 см3 в начале сезона и со второй половины сезона его довели до максимально разрешенных 990 см3. Мощность двигателя выросла на 10 л.с. и составила 200 л.с., даже при использовании карбюратора, когда уже в дорожных R1 и R7 использовался инжектор. В то время как двигатель был абсолютно новым, инженерный отдел Yamaha не отказался от старого шасси, а решил использовать накопленный опыт и приспособили его для нового V4, единственное что потребовалось, это сделать выемку для широкой головки цилиндров, задний маятник и обтекатель остались старыми, но сам мотоцикл стал тяжелее на 15 кг.

Но нас интересует одиннадцатое обновление YZR-M1, под номером 0WT3, которое вышло в 2012 году и именно в тот сезон вступили третьи по счету большие изменения в техническом регламенте с 2002 года – увеличение объема двигателя до 1000 см3, ограничение максимального веса мотоцикла до 153 кг и объема бензобака до 21 литра, а также отменена датчиков давления в шинах. Команда Yamaha Factory Racing решила оставить «старую» аэродинамику и все силы бросить на калибровку нового двигателя, шасси пришлось немного увеличить и найти новый весовой баланс, а также изменить работу дросселя. Все эти изменения позволили испанцу Хорхе Лоренсо (№99) финишировать почти во всех гонках не ниже второго места и завоевать свой второй титул Чемпиона Мира, а напарник – американец Бен Спис (№11) стал только 10-ым.
В 2013 году технический отдел не внес больших изменений в конструкцию мотоцикла, но в команду после двух лет отсутствия вернулся Валентино «Доктор» Росси, однако в команде уже был лидер – Хорхе Лоренцо. В начале сезона у Yamaha Factory Racing были все шансы выиграть Чемпионат, имея такую пару пилотов, но Repsol Honda Team подготовила сюрприз – дебютанта MotoGP испанца Марка Маркеса и новую КПП (seamless transmission). Эта коробка передач с новой технологией позволяет сбалансировать скорости вращения вала на двигателе и колесе, избегая пробуксовок и потери мощности при переключении передач. В 2010 году у Yamaha была подобная КПП - DCT (Dual Clutch Transmission), но она была запрещена регламентом MotoGP. Для того чтобы разработать новую КПП с принципом «seamless transmission» команде потребовалось половина сезона, и только с 11 этапа (гонка в Брно) ее смогли опробовать Хорхе и Валентино, но по итогам сезона «Доктор» стал третьим, а Лоренцо не хватило до Марка Маркеса 4 очка, который в своем дебютном сезоне стал самым молодым Чемпионом Мира в MotoGP.
В 2014 году команду заключила договор с новым титульным спонсором и переименовалась в Movistar Yamaha MotoGP, сохранила прежний состав пилотов. В техническом отделе отошли от практики для каждого сезона выпускать обновленное шасси с новым номером, для шасси 0WT3 были минимальные доработки. Но продолжалась работа над «seamless transmission» КПП, теперь она позволяла мгновенно переключать передачи вниз, в отличии от прошлого сезона, но догнать в этом Repsol Honda Team было сложно. В итоге Марк Маркес взял свой второй трофей Чемпиона Мира, Валентино и Хорхе следом, второй и третий, соответственно, а команда мимо перового места в зачете команд и конструкторов.
Movistar Yamaha MotoGP продолжила программу постепенного развития, в 2015 году не было заметных изменений, но работали над плавностью переключений скоростей в новой КПП, над жесткостью рамы и новым весовым балансом. Программа постепенного развитие дала результат: Хорхе и Валентино на двоих выиграли 11 гонок и 16 подиумов, эти победы привели к розыгрышу титула Чемпиона между ними в последней гонке в Валенсии, лучше и удачливее оказался Хорхе, он и стал Чемпионом Мира, Валентино – второй с отставанием в пять очков, а Yamaha взяла Тройную корону (в личном и командном зачете, также в Кубке Конструкторов).
Главной задачей технического отдела в 2016 году стала работа над адаптацией к специальной электронике и системе контроля тяг, внедренная регламентом Magneti Marelli, одинаковая для всех команд и выравнивающая шансы на победу в гонке. Визуально сам мотоцикл изменился незначительно, только более укороченная выхлопная труба и использование винглетов (winglets) – аэродинамических элементов на передней части обтекателя, новшество, перенятое у команды Ducati. Из-за внедрения единообразия в электронике, в течении всего сезона на подиум смогли подняться аж 10 пилотов из 7 команд на мотоциклах Honda, Yamaha, Suzuki и Ducati, и впервые за многие годы гонки выиграли частные команды – дважды англичанин Кэл Кратчлоу из LCR Honda (Монако) и один раз австралиец Джек Миллер из Estrella Galicia 0,0 Marc VDS (Бельгия). Свой третий титул взял Марк Маркес на Honda RC213V, а команда Movistar Yamaha MotoGP довольствовалась лишь победой в командном зачете.

Так как предоставленный конверсионный набор от K’S Workshop представляет собой версию 2017 года остановимся подробнее на этом сезоне. На пресс-конференции 19 января 2017 года был представлен новый мотоцикл (в новой расцветке, но прошлогодней модификации), и слоган на новый сезон – «Elegimos Hacer Historia» («Мы сделали выбор и будем делать историю вместе»). В ходе тестов стало понятно, что изменилось в YZR-M1 – новые эксперименты с выпуклыми боковыми обтекателями для создания прижимной силы, так как с нового сезона были запрещены винглеты. После 9 лет в команде и трех титулов ушел Хорхе Лоренцо в команду Ducati Team, а место напарника Валентино (№46) занял другой испанец - Маверик Виньялес (№25), которого многие называют «новым Лоренцо».

Сезон начался для команды бодро, первые две гонки выиграл новичок команды – Маверик, повторив результаты успешного дебюта за новые команды: Росси за Yamaha в 2004 году и Стоунера за Honda в 2011 году. Далее результаты были не такими хорошими, всего лишь одна победа на пятом этапе во Франции и 4 подиума, как итог - третье место с 230 очками.
В свою очередь Валентино Росси на тестах пришлось сложнее, адаптация к новым шинам Michelin проходила трудно и постоянно уступал напарнику, так что его прорыв с 10 места на третье в первой гонке сезона можно считать успехом, а в последующих двух гонках в Аргентине и США занял вторые места, взяв лидерство в Чемпионате после трех этапов. Результативность на европейской части Чемпионата у Росси упала: десятое место в Хересе (Испания) и сход на последнем круге в борьбе за первое место с Мавереком на этапе во Франции. После этой гонки Валентино получил серьезные травмы грудной клетки на тренировке по мотокроссу в окрестностях Тавулья, что едва не привело в пропуску домашнего Гран-При Италии, на котором он показал лишь четвертое время, возможно последствия этой травмы и не позволили пилотировать на максимуме. На следующем Гран-При в Барселоне Валентино показал лишь 8-ой результат, после этого этапа команда провела тестовые испытания нового шасси, и два следующих этапа (Голландия и Германия) должны были стать ключевыми для итальянца в исправлении ситуации в Чемпионате, на тот момент в личном зачете лидировал Маверик Виньялес со 111 очками, а Валентино Росси был пятым с 83 очками.
Результат квалификация Гран-При Голландии оказался интересным, первое место занял Йоан Зарко (№5) на YZR-M1 из команды Monster Yamaha Tech 3, это первый поул для француза в его карьере в MotoGP, Валентино был четвертым на стартовой решетке, а Маверик лишь одиннадцатым.
Старт гонки и первый поворот для Йоана прошел удачно, он остался лидером, за ним бросились в погоню Росси (№46), Маркес (№93) и Петруччи (№9). Трасса после ночного дождя высохла, и температура поднялась до +27, но никто не рисковал, так как поребрики могли еще оставаться скользкими, да и к середине гонки обещали очередной дождь. «Паровозик» Зарко-Маркес-Росси-Петруччи никуда не спешил, все выжидали и грели шины. На 10-ом круге не выдержал Росси и первым атаковал Маркеса за второе место: слип-стрим на финишной прямой, торможение перед поворотом – обгон, на следующем круге Валентино совершил тот же маневр, но уже против Зарко. Француз решил контратаковать, что чуть не стоило схода обоим пилотам, Росси смог удержать свой мотоцикл, в то время как Йоан откатился на 4 место. На 11 круге вылетел с трассы Виньялес потеряв контроль в последнем повороте, до этого совершив обгон Довициозо, возможно потеря этих очков для Маверика оказалась решающей в борьбе за титул. За 11 кругов до финиша Данило Петруччи решил попытать собственное счастье и рискнуть в обгоне за второе место, атаковал Маркеса и оставил его за спиной. Этим сразу воспользовался Валентино, пока Данило сдерживал Марка, мотоцикл №46 наращивал преимущество. И в этот момент упали первые капли дождя на трассу, в пелетоне началась паника, все стали заезжать на пит-лейн за сменой мотоциклов с дождевыми шинами. На трассе остались Росси, Петруччи и Довициозо, четвертым шел Маркес, несмотря на угрозу падения на сликах. В результате борьбы за второе место, Довициозо сильно отстал от Данило Петруччи, и его смог обогнать Маркес в борьбе за третье место. За 4 круга до финиша Данило обогнал Валентино, но на предпоследнем круге более опытный итальянец вернул себе лидерство и выиграл гонку с отрывом в 0,063 секунды от Петруччи. Победа на Гран-При Голландии для Валентино Росси стала 10-ой по счету, порадовав публику после финиша красивым wheelie (проездом на заднем колесе) и поклоном трибунам (кстати, на июль 2019 года, это последняя победа «Доктора» в MotoGP). Третье место занял Марк Маркес, отразив атаки Кэла Кратчлоу и опередив его всего на 0,042 секунды. Андреа Довициозо финишировал пятым, заработав 11 очков, и стал новым лидером Чемпионата, впервые за свою карьеру в MotoGP и впервые с 2010 года для Ducati.

После победы в Ассене, Росси уступил в следующих трех этапах в Германии, Чехии и Австрии, заняв пятое, четвертое и седьмое места. На Гран-При Великобритании Валентино вернулся на подиум, лидируя в гонке, но уступив лидерство Довициозо и Виньялесу за 3 круга до финиша. После гонки в Сильверстоуне, Росси опять получил серьезные травмы на тренировке по мотокроссу, на этот раз травму правой ноги (перелом лодыжки), ту которую он уже ломал в 2010 году, срочно потребовалось хирургическое вмешательство. За время восстановления Росси потерял все шансы на титул, пропустив Гран-при Сан-Марино, но смог вернуться на следующий этап в Арагоне, где финишировал на пятом месте, отставание от лидера уже составило 56 очков. На следующем этапе в Японии итальянец сошел на 6 круге, поймав небольшой хайсайд (вылетел из седла), но в Австралии смог занять второе место, опередив напарника по команде на 0,027 секунд. Оставшиеся гонки (в Малайзии и Валенсии) Росси завершил с неутешительным результатом – седьмым и пятым, соответственно. По итогам Чемпионата «Доктор» занял лишь пятое место (208 очков), это его самая низкая позиция за все время участия в MotoGP, если не считать провальные сезоны в Ducati, а команда Movistar Yamaha MotoGP заняла второе общекомандное место и второй место в Кубке Конструкторов.
Титул между собой разыграли Марк Маркес и Андреа Довициозо, Марк оказался сильнее, завоевав свой четвертый титул за пять лет участия в MotoGP.
Мотоцикл Yamaha YZR-M1 имеет одиннадцать модификаций с 2002 года, за все время он помог завоевать семь титулов Чемпиона Мира - Валентино Росси (2004-05, 2008-09) и Хорхе Лоренцо (2010, 2012, 2015), а также выиграть 107 гонок (данные на июль 2019 года). Команда Yamaha Motor Racing выиграла общекомандный зачет пять раз (2004-05, 2008-10, 2015-16), а Yamaha удалось взять пять Кубков Конструкторов (2005, 2008-10, 2015), в сумме взять пять Тройных Корон.

Всем, кто собирает мотоциклы в 12-ом масштабе очень знаком набор от Tamiya - Yamaha YZR-M1 в различных вариациях, а кто-то, наверное, собирал его и не один раз. Передо мной лежит версия Fiat Yamaha Team Estoril Edition (2009) под номером 14120 (модель предоставлена магазином ARMA-MODELS.RU), как раз тот вариант, нужны как донор для конверсии от японской фирмы K’S Workshop. Немного о наборе, не смотря на всю замечательность некоторые детали всё-таки стоит заменить на сторонние, в частности задний тормозной диск. У обтекателей лишнее членение, как и у выхлопной трубы, возможно это сделано для лучшей детализации, однако у Tamiya предостаточно примеров, когда сложные по рельефу детали отлиты одной формой и детализация таких деталей превосходная.

Теперь по поводу конверсии от японской фирмы K’S Workshop (KWK-17YZRR), в составе детали из смолы, декали на версию MotoGP 2017 года и №46 - Валентино Росси, а также инструкция. С первого взгляда сам набор качественный, облоя, сколов и неровности поверхностей боковых обтекателей нет, но присутствует небольшой скол на лицевой панели (возможно после транспортировки), который придется шпаклевать. Возможно нужно высверливать дополнительные посадочные отверстия для болтиков в панелях, но это будет выявлено во время сборки и примерки.

Что касается цепи, дополнение от Hobby Design (HD02-0318) - лучший вариант для её детализации не найти. Стоковая понятно, единой отлитой лентой, на которую смотреть можно только в боковой проекции, есть еще цепь Top Studio – но она «слишком реалистична» и трудна в сборке.
Фототравление от Top Studio (TD23062) в качестве детализации тоже не вызывают вопросов и отлично дополняют комплект. Оживляя модель в разы, в частности сетка решетки радиатора, суппорта, болтики, заклёпки и прочее, к тому же для сборки есть и ниппеля TD23025, с ними модель определенно будет выглядеть лучше.

Вилка от Tamiya (12636) априори должна докупаться без каких-либо вопросов.
Что касается качества декалей из конверсионного набора, то тут уже выяснится по ходу нанесения, однако по внешнему виду, рисунку, краям и толщине вселяют надежду без проблемного нанесения.
Для имитации карбона буду применять декаль от Scale MotorSport под номером 1024, его рисунок очень напоминает карбон в оригинале, декали в 12-ом масштабе от американца переразмерены, поэтому используем 24-ый, он в самую точку.

Обновление от 27.09.2020

Смола собирается не сложно, единственное, чтобы детали по геометрии совпадали, но, данный набор вроде отлит не плохо, есть конечно огрехи, но легко исправимы. Клеятся детали на суперклей, обрабатывать можно как наждачкой, так и надфилями, излишки и сам материал снимается чуть хуже, чем с пластика, но зато поверхность получается ровной и почти без рисок даже при грубом зерне, лучше всего облой убирается ножом. А вот нагрузки смола держит плохо, во-первых, ломкая, в частности касаемо деталей малых размеров, во-вторых, очень не понравился момент с резьбой, которая держит только при первом закручивании болтика, последующие очередные циклы выкручиваний и вкручиваний будут ухудшать данный момент. Другая неприятная ситуация с резьбой явилась в её частичной нарезке, либо вообще отсутствием, расширять или делать новую в целом оказалось не сложно, просто нужно просверлить сверлом диаметром чуть меньше, чем диаметр болтика, однако, даже при такой ситуации первоначально описанная проблема не оставит в покое и если при первом заходе болтик уверенно и с небольшим натягом войдёт в своё место и детали будут прочно соединены, то при втором и последующих манипуляциях будет всё хуже и хуже. Смола прекрасно шпаклюется модельными шпаклевками.
Набор фототравления от Top Studio как всегда на высоте, главное всё делать аккуратно, желательно иметь «гнулку» под рукою. Подготовил все детали к покраске. На этот раз получилась горячая смесь из смолы, пластика и металла!

Поэтому с выбором грунта пришлось задуматься, т.к. на смолу прочно ляжет только 2к, когда как обычные с легкостью будут отлетать с поверхности даже при небольшом физическом воздействии. Выбор был сделан в сторону 2х компонентной от Zero Paints (ZP-3007) серого цвета, которая предполагается для фототравления, однако подойдет как для смоляных деталей, так и для обычного пластика. Не могу не отметить данную продукцию, потому что при первом её использовании переполняли положительные эмоции. Грунт смешивается в пропорции 50/50, ложится ровным укрывистым слоем. Всё, что красится в металл с верху загрунтовал чёрной грунтовкой от Mr.Hobby (SF-288) Mr.Finishing Surfacer 1500, обтекатели аналогичной грунтовкой белого цвета.
Честно, фотографировать загрунтованные детали не люблю и не вижу смысла, всё серое и не представляет интереса, а вот в окраске совсем другое дело. Начал с рамы и заднего «маятника», сборка сочетается со смоляным набором и фототравлением от Top Studio, кое-где пришлось посверлить и по выпиливать, чтобы металлические плашки встали на свои места. После серого грунта всё красится в черный цвет (Mr.Color 92), затем задул тонким слоем нитро лака от Ганзы - GX100 - Mr.Color - Super Clear III Gloss как подложку для декалей и карбона, нанес последние, сверху матовый лак от Тамии и потом сухая кисть для придания «объема», да и в принципе для визуального эффекта, сверху ещё раз матовый лак, чтобы серебряный пигмент со временем не стерся и не замылился. Болтики от Top Studio, в центр которых и по граням немного черной смывки.

Очень понравились декали – прочные, хорошо ложатся и не рвутся. MicroScale Set обезжириваем поверхность, в воде отмокаем декаль, наносим её на поверхность, из-под декали убираем оставшиеся капли воды путем поглаживания ватной палочкой, смело наносим MicroScale Sol, после 20-30 секунд еще раз ватной палочкой разглаживаем края и под феном доводим декаль под рельеф, если такое требуется.
Задний тормозной диск из элементов фототравления от Top Studio, также они предлагают смоляное седло, которое имеет фактуру в отличие от стандартного из набора. У рулевого демпфера меняется стержень из дополнительного фототравленого набора от Tamiya, от последнего также устанавливается решетка радиатора. Цепь от Hobby Design, очень приятная и быстрая в сборке, а главное уже с провисом и от настоящей не отличить, звёздочки от аналогичного дополнения.

Задний амортизатор у мотоцикла. Набор предлагает два варианта его исполнения, когда мотоцикл без нагрузки, либо когда на нём «райдер». Исполнено без нагрузки, хотя можно сделать сразу два (при необходимости просто менять). Стандартный набор предлагает два металлических стержня. А вот пружинка и выносной механизм от «тамиевского» дополнения, которые очень радуют глаз и оживляют не меньше, чем скажем цепь.

А вот и ручки от рулевого управления, разноцветные кнопочки от Top Studio, правда красить их пришлось самому.

Передние тормозные диски. Тут опять сборное, сам диск из смолы, спицы от стандартного набора, болтики и круговая часть крепления из металла.

Теперь сами колёса. Передний колёсный диск от смоляного набора, т.к. имеет интересный не стандартный узор. Задний диск стандартный. Такое сочетание дисков характерна только для гонки в Голландии, когда как в последующих этапах и задний колёсный диск имеет узор, как у переднего. Ниппеля сторонние от Top Studio, также оживляют колёса, устанавливаются не сложно, нужно срезать отлитые и просверлить с обратной стороны сверлом необходимого диаметра, после покраски просто приклеить металлический в своё посадочное место. Устанавливаем тормозные диски. На покрышках декали, чтобы избавиться от подложки, сначала слой глянцевого лака, затем декаль, ну и сверху матовый лак. Мотоцикл новенький, только собранный, поэтому никаких следов эксплуатации не будет.

Двигатель красился тамиевскими металликами и от Mr. Hobby. Смывка, болтики. Крышка красится в базовый цвет. Хомут на масляном фильтре травленый. Сцепление тоже дополнительный набор от Top Studio, представленное смоляной деталью.

Базовый цвет для обтекателей использовался краской от испанской фирмы Gravity Colors (GC-2121 - Telefónica Movistar Pearl Blue. Сама по себе краска является металликом, помол очень маленький и на миниатюрных деталях смотрится масштабно. Изначально показался тёмный цвет, не совпадающий с прототипом, но после нанесения лака оттенок стал именно таким, каким и должен быть, сравнивая с фотографиями настоящего прототипа. Подложкой для декалей использовал всё тот же GX-100, а итоговый лак двухкомпонентный от Zero Paints (ZP-3035).

Заднее крыло. Является карбоновой деталью покрытая лаком с наличием спонсорских наклеек. У модельки, конечно же, и карбон, и спонсорские декали под лаком. На этом покрытие лака у модели заканчивается.

Обновление от 26.12.2020

Всё крепим на свои места и аккуратно соединяем. Различные шланги дополнения от Top Studio, у стандартного набора толщина шлангов «с палец». Помимо установки шлангов для последних неплохо было-бы сделать естественные изгибы, что всегда вызывает определенную трудность в данном масштабе, но, путем творческих усилий и времени вроде получилось справится с данным моментом. Немного огорчили трубки от радиатора к двигателю, отклеились, а в виду того, что решетка радиатора конструктивно сама по себе имеет небольшой ход, то в результате силы тяжести немного отошла. Заметил только при обработке фотографий, когда модель была уже собрана. Переделывать в плане съёмок не стал, будем считать, что инженеры ещё не до конца установили решетку радиатора.

Обновление от 08.04.2021

Соединяем обтекатели и получается Vrum-Vrum, спортивный мотоцикл, который в повседневной жизни, к сожалению, никогда не увидишь, касаемо и сборной модели, поэтому для особых ценителей мотоспорта в модельном хобби данный конверсионный набор будет выходом из ситуации, а сама модель будет редкой и уникальной в своём роде. Приятного просмотра!