Porsche 935 K3 (1979) Le Mans (обновление от 06.09.2023)
Тест-пилот – Дмитрий Безсмольный (г. Адлер)
Самой успешной модификацией Porsche 935 от команды Kremer Racing стала версия «К3», концепция которой зародилась еще в начале 1978 года. Конструктора пытались успеть выставить автомобиль на старт к осенней гонке 200 миль Нюрнберга (200 Meilen von Nürnberg) сезона DRM (Deutsche Rennsport-Meisterschaft), но из-за обширных опытно-конструкторских работ версия «К3» была закончена только к новому сезону 1979 года.
В отличие от версии «К2» команда Кремера не стала ограничивать себя только аэродинамическими обновлениями, так была доработана структурная рама за счет нового каркаса безопасности, который был увеличен до опор задней и передней подвесок и стал более устойчив к кручению, чем стандартный каркас кузова, поставляемый заводом Porsche. Для возможности размещения интеркулера ближе к двигателю, перегородка моторного отсека была перемещена на 10 см в салон. Кузов претерпел также изменения, так передняя часть автомобиля стала более округлой с установкой лопатообразного переднего фартука, в нем установлены фары за миндалевидными кожухами из плексигласа. Передние расширители арок имели вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов, а также дополнительные ребра для отвода воздуха в заднюю часть автомобиля, капот, как и в версии 935/77 был утоплен между передними крыльями. Воздушный поток, поступавший через отверстия в заднем крыле, направлялся к двигателю по шлангам, также для дополнительного охлаждения в системе заднего спойлера смонтированы два отверстия NACA с каналом в моторный отсек. Наклон заднего антикрыла был регулируемым, что давало команде возможность настраивать угол атаки в зависимости от типа трассы. Также новая конструкция кузова позволяла менять двигатель, извлекая его без помощи автоподъёмника. Вместо привычного полимерного стекловолокна (GFK), команда Кремера начала использовать более легкий и устойчивый к скручиванию кевлар для всех частей кузова версии «К3», что уменьшило вес на 30 кг.
На гоночный автомобиль был установлен шестицилиндровый двигатель типа 930/76 объемом 3 литра с двойным турбонадувом, мощностью до 800 л.с., основным отличием которого от штатной версии стала система охлаждения – интеркулер типа «воздух-воздух» или по-другому воздухо-воздушный радиатор (ВВР), что дало преимущество постоянного эффекта охлаждения в течение всей гонки. Также в автомобиль была установлена четырехступенчатая МКПП типа 930/60, которая уже использовалась в Porsche 935/78 «Moby Dick». Ее разместили в перевернутом виде, такое размещение позволило опустить «К3» на 4 см без замены шасси, а также упростить процедуру изменения передаточного числа без съема МКПП.
По итогу было произведено 17 автомобилей версий К3 и К3/80, но нас очень интересует конкретное шасси под номером #009-00015, первым стартом, которого стала гонка на выносливость 24 часа Ле-Мана 1979 года под №41.
Сорок седьмая по счету гонка на выносливость проводилась по традиции во вторые выходные июня – на этот раз 9 и 10 числа. Поскольку кроме Porsche больше не было крупных автопроизводителей на старте гонки, немцы автоматически оказались в фаворитах. Заводская команда Essex Motorsport Porsche выставила обновленные Porsche 936-78 в «Группе 6», а частные команды из Европы и США – Porsche 935 в «Группе 5» и «IMSA GTX», конкуренцию им могли бы оказать лишь автомобили Mirage/Ford M10 и Rondeau M379 с двигателем Cosworth DFV 3.0L V8. Вишенкой на торте стало участие в соревновании голливудского актера Пола Ньюмана на Porsche 935/77A за команду Dick Barbour Racing.
Команда Porsche Kremer Racing выставила на старт три экипажа: «наш» К3 под №41, за рулем которого были немец Клаус Людвиг, братья Дон и Билл Уиттингтон (США), второй экипаж К3 (шасси #930 890 0022) под №45 – немцы Аксель Планкенхорн и Луис Крагес, он же «Джон Винтер», а также француз Филипп Гурджян, и третий экипаж на прошлогоднем Porsche 935/77A (шасси #930 890 0013) под №40 – французы Лоран Ферье, Франсуа Серванин и Франсуа Трискони.
Остановимся подробнее на братьях Уиттингтон: в семье гонщика и участника USAC National Championship Реджиналда Уиттингтона родились четверо сыновей, из которых трое в будущем пристрастились к гонкам – Дональд (Дон), Уильям (Билл) и Дейл. Первым за руль гоночного карта сел старший сын (Дон) в семь лет, участвуя в местном городском чемпионате, Билл также разделял пристрастие брата к гонкам. Когда обоим исполнилось 20 лет, то стали участвовали в соревнованиях по мотокроссу, а позже сильно увлеклись гонками на модифицированных истребителях времён Второй мировой войны.
Так они приняли участие в чемпионате Reno Air Races в классе «Unlimited». В 1976 году Дон выкупил Mustang P-51D-25-NA (N5483V) под серийным номером 44-73518 у Гэри Р. Левитца, который модифицировал Mustang высоким хвостовым оперением от P-51H для гонок. Новый владелец переименовал самолет дав прозвище Miss Florida II (№9), а позже вернул прежнее Precious Metal. Побед одержать не удалось, но пару раз Дон поднимался на подиумы и установил национальный рекорд скорости 706,19 км/ч (438,81 миль/ч) в квалификации 1976 года. Кроме этого самолета у братьев было еще четыре: Mustang P-51D «GeGe II» (№4), Mustang P-51H Wittington Mustang (№94), Grumman F8F-2 «Precious Bear» (№8) и Bell P-63 «Wittington King Kobra» (№8).
Но любовь к авиационным гонкам быстро сменилась на автомобильные, так первое участие братьев в автомобильных гонках датируется 18 марта 1978 года – 12 часов Себринга на Porsche 935 за команду «Whittington Brothers Racing», а первый успех пришел уже во второй гонке – 6 часов Талладега (второе место). За год Уиттингтон приняли участие в 17 гонках накопив опыт в соревнованиях на выносливость и даже участвовали в 24 часах Ле-Мана на Porsche 935/77A под №94, но сошли с дистанции из-за инцидента на 41 круге.
Первая победа в соревнованиях пришла в 1979 году, два брата пришли первыми на финиш гонки 6 часов Риверсайд, а для второго старта в гонке на выносливость 24 часа Ле-Мана Уиттингтон выкупили места в команде Porsche Kremer Racing, каждое из которых им стоило по 20 000 долларов. А перед началом гонки в команде разгорелся спор, кто первый сядет за руль машины на старте, Манфред Кремер планировал поставить опытного немца Клауса Людвига, на что братья возразили, так как их суммы уплачены и, если Клаус разобьёт автомобиль, то они не смогут принять участие в соревновании. Кремер был не приклонен и на вопрос братьев «сколько стоит старт за рулем автомобиля», ответил, что для этого им придется выкупить Porsche 935 K3, и чтобы Уиттингтон угомонились, в шутку назвал стоимость 200 000 долларов. Но братьев это не остановило, нужна сумма была вывалена из спортивной сумки и за руль K3 на старте сел Билл.
А теперь остановимся на братьях, которых окутали столько легенд и слухов.
В конце 70-х и начале 80-х популярность курения марихуаны в США резко возросла. Штат Южная Флорида имела береговую линию протяженностью в сотни миль в непосредственной близости от Карибских островов и Центральной Америки, где выращивалась значительная часть марихуаны, так Южная Флорида стала Силиконовой долиной эпохи контрабанды этого растения.
В 1978 году первое большое приобретение братьев стал ангар для своего авиапарка и организация собственной авиакомпании World Jet, второе – покупка вблизи аэропорта кольцевой гоночной трассы «Роуд Атланта» (Road Atlanta) в городе Брэйзелтон (Джорджия), которая обладала самой длинной прямой среди всех трасс в США. Сами Уиттингтон признавались, что трасса была куплена для тренировок и что пару раз на нее садили свои спортивные самолеты. Страсть к авиации и наличие такой трассы дали братьям возможность беспрепятственно завозить наркотики в страну и обогащаться, так по подсчетам властей с 1977 года Дон и Билл на контрабанде марихуаны заработали более 78 млн. долларов. По отработанной схеме из Южной Америки одновременно взлетали два одинаковых самолета, которые следовали один под другим, отображаясь на радаре как одна точка. Пролетая мимо «Роуд Атланта» один из самолетов, продолжал полет до аэропорта, а второй садился на трассу, где «секретный» груз быстро выгружался и прятался.
Но вернемся к нашей гонке на выносливость, ожидаемо заводская команда Porsche заняла первый ряд стартовой решетки в квалификации: №14 - Боб Воллек и Хёрли Хейвуд, №12 - Жаки Икс и Брайан Редман, третьим стал «наш» экипаж благодаря немцу Клаусу Людвигу. Перед началом гонки к фаворитам причисляли еще пять команд выступающие на Porsche, это немецкие Gelo Sportswear International и Sekurit Racing, французская ASA Cachia, частные команды швейцарца Клода Халди и итальянца Карло Пьетромарки на De Tomaso Pantera.
Как и десять лет назад гонка началась в 14:00, в связи с выборами в Европарламент, организаторы дали возможность болельщикам проголосовать и успеть на старт гонки. Как и прогнозировалось два заводских Porsche 936 сразу оторвались от всех на 10 секунд, а уже на третьем круге «наш» Porsche уступил место и двум Mirage M10. Через два часа после старта Боб Воллек опережал Жаки Икса уже на 80 секунд, а французский экипаж (Дерек Белл) отстал на 50 секунд от пары «немцев». На четвертом часу у машины №14 начались проблемы с топливным насосом высокого давления (ТНВД) и фильтром, что вывело в лидеры Mirage M10 под №11, но не смотря на отсутствие первой передачи МКПП, «французы» удерживали первое место еще три часа до наступления темноты, но вибрация двигателя опустило экипаж на 6 место. Из-за схода почти всех автомобилей группы 6, всю ночь за первое место боролись две команды из Кельна - Porsche Kremer Racing и Gelo Sportswear International.
Вскоре после полуночи на трассу обрушился сильный шторм, дождь продолжался практически до конца гонки, резко замедлив темп всех автомобилей. Обе машины Gelo сошли с дистанции из-за механических проблем на рассвете, а за лидерство остались бороться «наш» K3 и экипаж Пола Ньюмана, правда отрыв между ними был уже 13 кругов. В один момент разница между автомобилями сократилась до 4 кругов из-за поломки зубчатого ремня ТНВД на машине №41, но возврат в боксы и удачный ремонт не оставили шансы никому.
Победа болида команды Porsche Kremer Racing под №41 была определена тремя факторами: сход безоговорочных лидеров (Essex Motorsport Porsche), сильный ночной ливень, который мешал прототипам без «дворников», и заправка на пит-стопе значительно быстрее чем соперники, по легенде, братья заплатили инспектору за пломбы для заправочного шланга. Также фирма Dunlop была эксклюзивным поставщиком шин для команды Porsche Kremer Racing, поэтому автомобили получили лучшие покрышки, чем у конкурентов.
Как бы там ни было, гонка была выиграна, и впервые с 1953 года не прототипом одержана победа.
Автомобиль Porsche 935 K3 с номером шасси 009-00015 стал собственностью братьев Уиттингтон и участвовал еще в семи гонках на выносливость в 1979-80 годах за собственную команду Whittington Brothers Racing. В гонках 24 часа Дейтоны и 12 часов Себринга коанда состояла полностью из братьев Уиттингтон – Дон, Билл и Дейл, в первой гонке они заняли 16 место, а вот во второй поднялись на подиум.
Победное шасси, после того как начались проблемы с налоговой службой (IRS), а потом и с отделом по борьбе с наркотиками (DEA) у братьев Уиттингтон, Дон сдал Музею автодрома Индианаполиса (Indianapolis Motor Speedway), где оно до сих пор и хранится.
В коробке с глянцевым боксартом мы видим несколько литников белого и черного цветов, что в целом классика для подобных наборов.
Посмотрим поближе.
Кузов не плохо проработан, сносная расшивка, грани не замылены. Есть вопросы к достоверности некоторых линий изгибов крыши, так как на западных форумах дотошные моделисты делали на этом акцент, но мы не будем ничего измерять и тем более менять.
Литники с деталями каркаса безопасности, крыльями и обтекателями.
Литники черного цвета с деталями днища, салона, частей подвески, задняя крышка имитации двигателя с навесным оборудованием. Всё по классике пластиковых наборов.
Еще три черных литника с деталями ходовой, выхлопа и салона. Видны одинаковые детали с разной геометрией, все сделано для оптимизации производства. Beemax делает как минимум 3 версии этого Porsche Kremer (версии 1977, 1979 и 1980 годов).
Литники с прозрачными деталями.
Все познается в сравнении и эталоном является Тамия. Если сравнить с тремя японскими фирмами (Tamiya, Aoshima и Fujimi), то Beemax занимает 4 место по качеству прозрачных деталей.
Остекление на фарах имеет на просвет искривление и искажения. К стёклам салона претензий нет, а вот к фарам есть, но на модели скорее всего видно не будет. По качеству этих элементов можно судить о не самом высоком качестве проработки пресс формы, почему-то именно на этом элементе немного сэкономили.
К декалям претензий нет, выглядят очень качественно. Проверим их, когда буду наносить. Производитель дает в этой версии только один вариант – Победитель гонки на выносливость 24 часа Ле-Мана 1979 года (№41).
К набору было предоставлено дополнение от самого производителя, основные элементы детализации оно вполне покрывает. Назвать его очень богатым я не могу, возможно, из-за того, что Beemax сам его предлагает, сторонние компании делать не стали. Хотя одна мальтийская фирма ScaleLab_24 все-таки выпустила фототравление.
Посмотрим, как набор будет вести себя при сборке и что у него со стыкуемостью.
Задача собрать модель внешне максимально приближенную к прототипу с гонки.
В работе планирую использовать химию от Tamiya и Gunze, лак, обычно ARP HS, так как у него отличная текучесть.
Обновление от 02.03.2023
Первое, что хочется сказать - есть ощущение, что торопились! И с копийностью и с инструкцией, однако, альтернатив сейчас почти нет, и из него можно сделать довольно похожую модель, к чему и хочется прийти.
Инструкция грешит пропусками указания, что и каким цветом красить. Благо прототип довольно простой на сегодняшний день и понять можно много по фото.
Начинаем с «сухой» сборки для понимания общего вида и поиска неточностей.
Выявил сразу следующую проблему - передние колёса выступают за арки почти на 1,5-2 мм с каждой стороны.
Идей устранения этого недочета было несколько. Самая очевидная – это резать рычаги и перенести точки крепления. Решил пойти другим путём, избежав проблем с соосностью элементов, просто убрал толщину ступиц до минимально возможного. Этого не хватило на полное решение вопроса, на мой взгляд, и пришлось дополнительно сдвинуть верхние точки крепления опор на 0,5 мм внутрь. Это дало гоночный развал и спрятало под арки верхушки колёс.
Следующей итерацией процесса стало изучение кузова и сравнение с фотографиями.
Необходимо было сделать расшивку на передней двери в верхней передней части и сзади, где крепились «клыки» бампера.
Забегая чуть вперёд, можно увидеть разницу.
Далее обратил внимание на передние крылья и то, что они идут в нахлёстки на переднюю дверь. Решил нарастить их ширину и прикрыть зияющее отверстие.
Посчитал также необходимым провести наложение слоев изображений кузова модели и прототипа, для определения погрешностей и тут меня ждало небольшое удивление. Оказалось, что арки колёс, мягко говоря, немного другой формы. Чтобы добиться большей схожести пришлось стачивать заднюю кромку переднего крыла немного меняя форму и повести операцию с задними арками. Там я поднимал верхний край крыла примерно на 2 мм.
По этой причине мне пришлось переносить выше линии выштамповок на передних и задних крыльях. Я измерил надписи на декалях и оказалось, что при переносе линий копийности станет больше, чем при сборке из коробки.
Проявочной грунт и устранение следов от работы с геометрией.
После грунта решил сравнить мой кузов и кузов из набора.
Элементы подготовлены к нанесению белого грунта
Обновление от 03.07.2023
Отдельно пришлось уделить время колёсам. В начале я говорил, что по моему мнению с выпуском кита торопились. В итоге при установке аэродинамических колпаков, колесная гайка спрятана в его глубине, чего быть не должно.
При решении вопроса как поступить с колёсами опирался на вот эту историческую фотографию. По инструкции диски должны быть чёрными, а на фото они явно хром.
Также кажется, что колпаки заподлицо с кромкой колесного диска. Чтобы решить вопрос с утопленной гайкой, сточил внутреннюю толщину плоскости, которая прислоняется к диску.
Кажется, что правильным было положить хромированные колёса из другого набора NuNu, где вместо 5 лучевых дисков идут «спицованные», они больше соответствуют реальной фотографии ЛеМана 79 года.
Кузов окрашен в белом цвете от Gunze.
Декали кстати, очень понравились. Качество великолепное!
Параллельно занимался сбором днища и подвески. Выкрасил имитацию двигателя и сухой кистью оживил днище.
Обратил внимание на то, как воспроизведены воздуховоды по бокам у дверей и решил их переделать. Из пластика от Доширака сделал геометрию, которая максимально похожа на исторические фотографии. Дополнительно купил сетку от какого-то корабля с более мелкой ячейкой чем даёт производитель, считаю из набора крупновата. Таким образом облагородил все воздухозаборники.
Собрал подвеску и выкрасил колпаки в глянец, для нанесения декалей с золотыми лучами.
Обновление от 06.09.2023
Финальным этапом был салон, всегда собираю его в последнюю очередь.
На гоночном ковше применялся набор травления от производителя. Кое какие элементы были добавлены в салон в соответствии с оригиналом, по сути, он довольно аскетичен, как и полагается гоночному автомобилю.
На этом этапе приклеил все сеточки на места и закончил колёса, изготовив имитацию ниппелей из иглы 0,3 мм. Дальше установка остекления, соединение кузова и днища и довольно продолжительный по времени процесс установки замков, защелок и остальной сопутствующей мелочи на кузове, которая тем не менее и придаёт модели вид масштабной модели, а не игрушки.
Проект завершен и можно подвести краткие итоги:
Копийность - 7
Деталировка - 6
Качество - 8
Модель с хорошей стыкуемостью, но есть критичные недочеты в геометрии кузова и вопросы к некоторым деталям.
К чему можно придраться конкретно:
Форма кузова должна быть более продолговатой и аэродинамичной, силуэт модели не соответствует прототипу, если делать наложение. Есть вопросы к передней подвеска и вылету колес, все-таки нужно немного утопить колеса под арки.
Есть большие вопросы к форме передних крыльев и их задней части. На модели я попробовал придать форму близкую к оригиналу, но то, что дает производитель совершенно неправильно. Дорабатывал и задние крылья и переносил выштамповки и спереди и сзади.
Есть также вопросы к прозрачным деталям и их качеству, думаю, эталон это - Тамия.
Колпаки на колеса сделаны с ошибкой. Если ничего не сделать, то гайка колес утоплена внутрь колеса, а так быть не должно. Пришлось убирать щель перед передней дверью, на это тоже стоит обратить внимание.
А вот декали превосходные. Еще отдельно отмечу, что производитель к своим моделям сразу делает комплект дополнений в виде фототравления, точеных деталей и ленты для ремней безопасности. Но, я бы посмотрел альтернативных производителей.
Например, сетки в воздуховоды я использовал из наборов БТТ, так как оригинал просто не подходил по масштабу самой сетки.
Литье достаточно чистое, без облоя и смещений, но явно есть куда лучше, но замечу, это точно лучше, чем, например, современный Revell.
Спасибо Toy Gear Magazine за предоставленную модель и публикацию статьи.