Ford Fiesta WRC (2020) Monte Carlo (обновление от 06.01.2024)
Тест-пилот - Олег Махортов (г. Белгород)
В июле 2015 года в Мехико на собрании Всемирного совета по автоспорту (WMSC) принят новый регламент World Rally Car на сезон 2017 года. Согласно новым правилам сохранен турбодвигатель объемом 1,6 литров, но при этом увеличен верхний предел мощности до уровня гоночных автомобилей WTCC – до 380 л.с. Диаметр турбо-рестриктора увеличен с 33 до 36 мм, при этом турбодавление осталось на максимальном уровне в 2,5 бара, а также снижена минимальная масса автомобиля на 25 кг. Большую свободу получила аэродинамика кузова, так свес переднего бампера разрешено увеличить на дополнительные 60 мм., а задний свес – на 30 мм., также разрешили дверные пороги большего размера.
Управляющий директор частной команды WRC – M-Sport, Малкольм Уилсон: «Эти новые правила знаменуют начало новой захватывающей эры Чемпионата Мира по ралли FIA, и концепция действительно напоминает мне времена Группы «B». Если совместить радость той эпохи с фантастическими мерами безопасности, над внедрением которых работала FIA, это станет началом новой захватывающей главы в истории WRC.».
Модель Ford Fiesta WRC стала четвертой по счету в поколении World Rally Car построенная частной командой M-Sport World Rally Team при технической поддержке Ford Performance. Новая Фиеста была основан на предыдущем поколении – Fiesta RS, в ней доработали двигатель Ford EcoBoost до 380 л.с. и 450 Нм крутящего момента. Новая шестиступенчатая секвентальная КПП с гидравлическим переключением вместе с многодисковым сцеплением и активным межосевым дифференциалом обеспечили улучшенный контроль над автомобилем. Стойки MacPherson с внешними амортизаторами Reiger с регулировкой и вентилируемые тормозные диски с уникальными суппортами обеспечили максимальное тормозное усилие. Повышение безопасности также стало ключевой частью разработки Fiesta WRC, к шасси приварен стальной каркас безопасности Т45 со структурными усилениями порогов. А также было значительно увеличено наличие энергопоглощающей пены с 60 до 95 литров, например, сиденья Sparco экипажа покрыты этой пеной, а показатели энергопотребления увеличились на 20%.
В сезоне 2017 года с новым регламентом в команду M-Sport World Rally Team в классе WRC-2 был приглашен перспективный 23-летний пилот Теэму Сунинен.
Финн начал свою карьеру с картинга и, помимо чемпионата Финляндии, выиграл бронзу чемпионата Европы и стал четвертым на Чемпионате Мира. С 2012 года стал выступать в соревнованиях по ралли-кроссу (JRX Cup и Super1600), а в 2013 Теэму перешёл в ралли, свою первую гонку в World Rally Championship он провел в 2014 году на Ралли Финляндии за команду AKK Sports Team Finland в классе WRC-3 и сразу победил с подавляющим преимуществом. В следующем сезоне Теэму уже выступал за французскую команду Team ORECA, которая позволила молодому пилоту попробовать свои силы в не только в WRC-3, где почти все пилотируют Citroën DS3 R3T, но и сесть за руль Ford Fiesta R5 в классе выше – WRC-2. И опять успешно, в младшей серии финн выиграл Ралли Сардинии, а в классе постарше – Ралли Великобритании.
Видя прогресс Сунинена французы продлили контракт на следующий сезон, на этот раз финн сосредоточился только на выступлениях в WRC-2 за рулем уже Škoda Fabia R5. По правилам этой категории каждый участник заявляется только в семи гонках из календаря, так Теэму выиграл в трех (Мексика, Сардиния и Польша) и поднялся на подиум в двух других гонках. Такой успех позволил финну разделить второе место в личном зачете с валлийцем Элфином Эвансом, уступив 10 очков чемпиону финну Эсапекка Лаппи.
Так Сунинен в 2017 году занял место Эванса в команде M-Sport, который в свою очередь пошел на повышение в класс WRC. Следующие три года в английской команде финн провел чуть хуже, первый сезон – одна победа (Ралли Каталонии) и три вторых места, по итогу бронза в личном зачете. По ходу сезона команда доверила молодому пилоту обновленный автомобиль Ford Fiesta WRC на двух этапах Ралли Польши и Ралли Финляндии, где он смог показать 6-ое и 4-ое места, соответственно.
Сезоны 2018-19 года для Теэму за рулем Fiesta WRC стали полноценными во «взрослой» категории, но не столь успешными, всего два подиума – третье место в Ралли Португалии (2018) и второе место Ралли Сардинии (2019), а в общем зачете за два сезона – 12 и 9 места, соответственно. Также в 2019 году Теэму сменил штурмана Микко Марккулу, с которым пилотировал предыдущие 4 года, на более опытного - Ярмо Лехтинена (бывший штурман многократного призера и победителя ралли Микко Хирвонена).
Мировое первенство в 2020 году, как и другие спортивные мероприятия, сильно пострадали от пандемии COVID-19. К моменту введения ограничений, в WRC уже успели провести три этапа - Монте-Карло, Швеция и Мексика (по укороченной программе), а после соревнование было остановлено на полгода и только в сентябре провели оставшиеся этапы (Эстонии, Турции, Сардинии и Монца). Изначально Чемпионат состоял из 14 этапов, но по итогу состоялись только семь, что соответствует минимальному количеству для статуса мирового первенства. Ситуация с отменой и переносом этапов сделало сезон 2020 года самым коротким Чемпионатом Мира по ралли в истории, до этого самым коротким был сезон 1974 года (8 этапов).
Ралли Монте-Карло сезона 2020 года проводилось четыре дня: с 23 по 26 января в городе Гап французского департамента Верхние Альпы и состояло из шестнадцати спецучастков (общая соревновательная дистанция ралли составила 304,28 км). Всего было подано восемьдесят восемь заявок, из них одиннадцать экипажей в классе WRC. Маршрут 2020 года существенно изменился по сравнению с прошлогодним, добавились этапы: Малихаль - Пюимишель, Курбанс - Вентероль и Сен-Клеман-сюр-Дюранс - Фрейсиньер.
В стартовый день соревнований на первом супер-участке Теэму Сунинен показал обнадеживающее седьмое время, но из-за поломки КПП на следующем спецучастке откатился на 55-ое место. В последующие три дня финну пришлось приложить неимоверные усилия для чтобы вернуться в первую десятку, борьба длилась до последнего заезда, где он смог поднялся на 8 место. На последнем участке «Power Stage» - Ла Кабанетт - Коль де Бро, на котором дают дополнительные очки, Теэму показал третье время и заработал дополнительные баллы.
Это коробка от Belkits, бельгийского производителя сборных моделей, Ford Fiesta RS WRC 2017 года в масштабе 1/24 (BEL-013). Однако, она будет построена не совсем из коробки, а будет использована конверсия, о которой подробнее чуть ниже. А пока можно посмотреть, что находится внутри.
Кузов находится отдельно в жесткой картонной коробке, это очень любезно со стороны производителя, так он будет сохраннее.
Сам кузов сложной формы, тем не менее, ни единой утяжины не было замечено. А те, что могут проявиться после грунтовки, можно выровнять простым шлифованием.
В передней части можно найти канавки для крепления «канард», также в кузов влиты проемы для ходовых огней, которые можно будет опционально закрыть.
Массивный зад с большими «ушами». Приятный пластик хорошего качества, немного доработать литейные швы и достаточно.
Литник с днищем и ванной интерьера. Последняя деталь полна отверстий, наверняка для крепления разных предметов. Это хорошо, потому что они выглядят более объемными и правдоподобными, когда даны отдельными предметами, а не вылиты заодно с ванной.
Гоночное кресло со следами от толкателей. Хорошо, что они выступают, а не образуют яму. Лучше сошлифовать, чем наращивать шпаклевкой, а затем всё равно сошлифовать.
А на этом литнике разнообразные детали от шасси. Приятно, когда шасси детализирована. Хотя набор без двигателя, но какая-то его имитация будет видна под днищем.
Различные детали, можно усмотреть сложносоставное антикрыло, а также дверные карты и много разных мелочей. Дверные ручки отдельны от кузова и это плюс к детализации.
Литник с рамой безопасности пилотов и множества мелочей из салона. Чем больше мелких деталей, тем более интересный интерьер.
Прозрачные детали. Немного толстоваты, но в целом оставляют приятное впечатление.
Маленький литник с хромированными деталями, это отражатели передних фар и задних фонарей.
Резина, все четыре колеса и «запаска» одинаковые, а также есть виниловый литник с втулками колес и что-то наподобие брызговиков на днище.
Также в комплекте есть малярная маска, хромированные стикеры на окна, которые не понадобятся в этой стройке, материал для ремней синего цвета. В блистере запакованы «канарды» из фототравления, которые уже обрезаны и изогнуты под необходимую форму. Это прекрасно, потому что не нужно их прокатывать самому. Также в блистере находятся цветные металлостикеры с логотипом Форд, металлостикеры на зеркала заднего вида и прутки антенн. Это прекрасное наполнение, спасибо бельгийцам.
Плашка фототравления с аксессуарами для ремней безопасности, разные сетки, накладки на тормозные диски и т.д.
Огромный лист с декалями, его даже не получилось за один раз отсканировать на А4 размере. Жаль, что он останется без дела.
Инструкция куцая и не очень дружелюбная, а в остальном, шикарный и самодостаточный набор.
Теперь по дополнениям.
В этой стройке предлагается сделать версию Rallye Automobile de Monte-Carlo сезона 2020 года, для этого производитель MF-Zone выпустил набор соответствующих декалей (DC2475). В них предлагается опционально выбрать один из четырех доступных экипажей. Слишком не вдаваясь в подробности и отличия всех четырех машин, выбрал первый по списку – финский экипаж Теэму Сунинен и Ярмо Лехтинен под №3, его и будем строить.
Но только декали это не единственное дополнение, так как кузов отличается от оригинала и необходима небольшая конверсия. Итальянская KMP представляет модификацию, которая преобразовывает «изкоробочный» Форд в версию WRC 2020 (KMP 24104). Это задняя часть с диффузорами: зеленые детали распечатаны на 3D принтере, а белый бампер изготовлен из смолы. Также в комплекте идет малярная маска для удобства покраски сложного рисунка, и инструкция к применению и есть три шлема, но пока непонятно что с ними делать.
Для выработки стратегии сборки, все самые значительные детали были собраны на клей и скотч.
Никаких помех или сложностей в сборке не обнаружено и следующим шагом решено приступить к кузову и модифицировать его в версию 2020.
Обновление от 06.01.2024
Работа с кузовом.
Итак, корму автомобиля необходимо заменить на деталь из конверсии.
Для этого стоковый бампер был отпилен, а смоляной, соответственно обработан от литников и готов на примерку.
К примерке также относится стык с деталью днища. Здесь видно, что тут также нужна небольшая доработка, чтобы бампер установился корректно.
Немного подпилив деталь днища, а заодно и ванну салона, можно подогнать бампер плотно к месту. Немного поработать напильником надо еще в местах сопряжения с кузовом, чтобы стык был ровным. Уши бампера немного шире кузова в районе арок.
Чтобы надежно закрепить бампер к кузову, были вмонтированы небольшие анкеры и всё посажено на эпоксидный клей.
Также места стыков были доработаны шпаклевкой Polyester Putty от Tamiya и разрезан новый шов, так как черновой стык был довольно мыльным.
Заодно примерены аэроэлементы и подогнаны фонари, выглядит довольно злобно.
Следующий шаг в кузовных работах – приделать недостающие части колесных арок. Для начала, жалюзи доработаны, чтобы сделать их как можно более тоньше. Слева результат после заточки.
Затем детали приклеены и заделаны полиэстeровой шпаклевкой. Заходя вперед, даже старательное приклеивание и тщательное заделывание швов не помогло получить однородную поверхность. При любом движении кузова в месте шва образовывалась трещина. Там нужна более грандиозная сварка.
Далее, надо закрыть ходовые огни накладкой из плашки фототравления. Для начала надо подогнать их под форму кузова, раскатав в двух плоскостях. На фото есть нестыковка в некоторых местах, но в дальнейшем они были закатаны более-менее вровень с кузовом.
Далее можно покрыть кузов грунтом, чтобы оценить его и устранить разные дефекты. Для этого был использован автомобильный однокомпонентный серый грунт.
А затем уже нанесена белая база. С фотокамерой поругался и баланс белого утрачен. В качестве белой базы была использована банка Number Five N5-X001 White. Крайне рекомендую эту краску. Она, в отличие от Zero Paints, StreetBlisters, Gravity Colors, Splash Paints абсолютно дружелюбна к пластику и ни капли не агрессивна к нему. Можно заливать мокрым слоем полистирол даже без грунтовки.
Перед нанесением ливреи, нужно предварительно подкрасить кузов синим цветом согласно инструкции. Небольшая сложность в том, что нужно попасть в цвет с декалями. Испытал много миксов синего с разными красками и подсветлением и затемнением, но в точный темно-синий цвет так и не попал. В качестве базового цвета использована лаковая краска C80 – Cobalt Blue от Mr. Hobby.
В итоге взял наиболее близкий микс в работу. Состав сказать невозможно, формула утеряна.
Используя мягкую маску из набора KMP, кузов был задут в синий цвет.
Далее одна из самых любимых частей – нанесение декалей. По качеству понравились очень незаметные и практически отсутствует лаковая подложка на них. В остальном, они грубоваты и в ход пошло средство от Tamiya – Mark Fit Super Strong. Это ядрёная жижа, действует более агрессивно чем Microscale Micro Sol. Если оставить каплю на краске, она может проесть вплоть до пластика. Будьте осторожны.
Такая вот пёстрая ливрея. Напоминаю, здесь представлен экипаж номер 3.
Дал сутки успокоится декалям и приступил к лакированию. Использован автомобильный UHS лак. После трех дней сушки отшлифовал и заполировал средством Meguiars. Чтобы не показывать одно и тоже, после полировки некоторые элементы были окрашены в сатиновый черный, такие как пространство решетки радиатора и уплотнения сеток на капоте, а также район лобового стекла.
На этом месте работа с кузовом была закончена и можно переходить к следующему этапу.