Tyrrell 002 (1971) (обновление от 20.10.2016)

Приглашение конструктора Дерека Гарднера в команду Кена Тиррелла в 1970 году оправдалось полностью, взяв всё лучшее от чемпионского болида Matra MS80 (1969), Кен построил простой и очень быстрый Tyrrell 001. 

На следующий сезон 1971 года шасси 002 было полностью сконструировано по собственным чертежам, специально для французского пилота Франсуа Севера. Поскольку Франсуа был немного выше, чем его партнер по команде, кокпит был увеличен на 4 дюйма, а колесная база на 1,5 дюйма, кроме того за головой пилота располагалась полукруглая рама безопасности, защищающая при опрокидывании.

На четвёртый этап – Гран-При Голландии Гарднер разработал новый кожух для двигателя с воздухозаборником, а на свободных заездах был опробован новый носовой обтекатель, сконструированный по подобию Porsche 908, дающий больше прижимной силы и уменьшение лобового сопротивления, чем прежний обтекатель «акула». Его первым опробовал Джеки Стюарт на Гран-При Франции, выиграв гонку с полуминутным преимуществом, Северу понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к новому «носу».

Уже на Гран-При Великобритании и Германии оба шасси 002 Севера и 003 Стюарта почти ничем не отличались, лишь конструкцией прозрачного обтекателя и размещением зеркал заднего вида.

По статистике, за 1971-72 года шасси 002 приняло участие в 23 гонках и помогло одержать одну победу (Гран-При США 1971 год) и завоевать четыре подиума Франсуа Северу.

Технические данные Tyrrell 002:

  • -построено в марте 1971 года;
  • -Двигатель: Ford Cosworth DFV 3.0 V8;
  • -КПП: 5-тиступенчатая Hewland FG400;
  • -колёсная база: 2430 мм.;
  • -длина: 3860 мм.;
  • -высота: 914 мм.;
  • -вес: 546 кг.

Франсуа Север (1944-1973) – французский пилот Формулы 1, сын парижского ювелира, эмигранта из России Шарля Гольденберга. 

Север попал в команду Tyrrell из Формулы 2 и довольно быстро смог показать себя, в середине первого полного сезона 1971 года поднялся на подиум, а под конец – открыл счет победам, опередив всех на Гран-При США в Уоткинс-Глен. В следующем году сезон получился для француза и его команды сложным, но Франсуа продолжал зарабатывать призовые кубки, а также финишировал вторым в Ле-Мане за рулем Matra-Simca 670 в паре с новозеландцем Хоуденом Генли.

У него сложились замечательные отношения с лидером Tyrrell Джеки Стюартом – шотландец стал для Франсуа учителем и наставником. К 1973 году француз стал на трассе серьезным соперником, получив быструю машину Tyrrell 006 и продемонстрировал отличные результаты. По итогам четырнадцати Гран-При Франсуа завоевал семь подиумов и занимал второе место в Чемпионате Мира. 

К несчастью, 6 октября 1973 года на трассе Уоткинс-Глен – той самой, где Франсуа выиграл свою первую и единственную на тот момент гонку, Север погиб утром во время квалификации, сражаясь за поул-позицию с Ронни Петерсоном. В быстрой связке из правого и левого поворотов Esses болид Севера, зацепив об обочину, кинуло на отбойник трассы под углом 90 градусов, подняв и вырвав с корнем барьер. Север погиб мгновенно от множественных травм, полученных от столкновения с барьером.

Смог бы Франсуа Север стать Чемпионом в 1974 году после ухода Джеки Стюарда, смог бы он противостоять болиду McLaren M23 на капризном Tyrrell 007? Мы этого уже не узнаем … но хотелось бы верить, что Франсуа выиграл бы легко.

У японской фирмы Ebbro есть две линейки производства моделей, одна из которой – Master Series F-1, в ней представлены болиды пока двух команд Lotus и Tyrrell, нашему журналу был предоставлен для сборки набор №008 – Tyrrell 002 British GP (1971). При визуальном осмотре набор выглядит потрясающим, детально проработаны все узлы болида, передний обтекатель, заднее антикрыло, монокок, двигатель от Cosworth и детализированная подвеска, всего 140 деталей. Декали производства Cartograf (Италия), версии на два Гран-При 1971 года (трассы в Нюрбургринге и Силверстоуне), не обошлось и без ошибок, на декалях указана версия Гран-При Голландии, вместо Германии. Из доступных дополнений для этой модели, есть только фототравление от японской фирмы Studio 27 (S27-FP20138).

Обновление от 10.01.2016

Получил фототравление от Studio 27:

Начал с подготовки кузова к покраске, зачистил и замазал следы от толкателей (шпаклевка от Revell), их конечно не видно будет при склейке, но для успокоения совести я все-таки это сделал. Также заменил на фототравление торцевые пластины заднего антикрыла и рамку крепления зеркал заднего вида.

Обновление от 01.03.2016

Постройка продолжается с приклеивания фототравленных дисков и со сборки двигателя Ford Cosworth DFV 3.0 V8, также отдельно склеена коробка передач Hewland FG400 и кожух воздухозаборника двигателя под покраску разными цветами.

Выхлопные трубы также склеены, места стыков зашпаклёваны, снят хром с наконечников и приклеены замки креплений труб от Top Studio (1/20 Exhaust system clamps, TD231449).

Под рукой оказались наборы амортизаторов от той же гонконгской фирмы Top Studio – Shock Absorber Set 1 (TS23063) и Set 3 (TD23100), так как передние и задние амортизаторы будут видны после сборки, решил их заменить на соответствующие длины дополнения, размеры металлических деталей оказались чуть короче, поэтому пришлось немного нарастить пластик.

Обновление от 20.10.2016 

Собирая модели, пришел к выводу, что лучше всего сборку разбивать на части отстраняясь от пошаговой инструкции предлагаемой производителем. На этот раз собрал узлы ориентируясь по цвету, у меня получилось разбить – двигатель, коробка передач с задней подвеской и шасси. Эти собранные узлы покрыты грунтом от Gunze – Mr. Surface 1000.

Далее белый грунт от той же Gunze – Mr. Base White 1000 именно тех собранных частей, которые будут окрашиваться не в черный цвет. Теперь переходим к работе над каждым из узлов, первое на очереди – КПП Hewland FG400 и выхлопные трубы. По инструкции они должна окрашиваться в цвет X-10 Gun Metal и XF-1 Flat black, соответственно, но посмотрев фотографии оригинала пришел к выводу, что цвет нужно брать чуть другой, для этого первым слоем покрасил SM05 Super Titanium, далее КПП задул для затемнения MC212 Iron, а выхлопные трубы – MC214 Dark Iron.

Для имитации хрома была куплена краска от Gravity Colors – GS-227 McLaren Chrome Effect, которая состоит из двух частей (черная эмаль и хром). Под эксперимент попали выхлопные трубы (окончание), рамка безопасности и элементы подвески. Двигатель был первоначально окрашен черной глянцевой краской С2 от Gunze, а затем MC218 Alminume. А также были окрашены кресло, крышки цилиндров и детали подвески в полуматовый и матовый черный.